Выехать из тени: что изменит новый законопроект по реформированию рынка такси в Украине

В Украине давно назрела реформа рынка такси, но все предыдущие попытки сделать его более цивилизованным и открытым, не продвинулись дальше законопроектов. Очередная инициатива, разработанная экспертами BRDO, выдвинутая народным депутатом от партии «Слуга народа» Владимиром Крейденко, заместителем главы парламентского комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры, выглядит более жизнеспособной.

Потому что – чуть ли не впервые – учитывает интересы всех участников рынка.

Почему рынок в тени

Ни для кого не секрет, что украинский рынок такси почти полностью находится в тени, разнятся только оценки этой доли. Например, по данным экспертной организации BRDO (Офис эффективного регулирования), которая является одним из идеологов нынешнего законопроекта, цифра достигает 94%.

Для потребителя это означает, что только четыре машины из ста имеют лицензию, а значит, и страховку пассажира на случай аварии. Водители остальных 96 автомобилей – вне правового поля и какого-либо контроля: никто не следит за состоянием их здоровья и продолжительностью рабочего дня, а равно и за исправностью машин. А все потому, что большинство из более чем 1500 украинских служб такси таковыми, де-юре, не являются: они либо не зарегистрированы официально, либо считаются информационными сервисами, которые формально лишь связывают пассажира и таксиста, но не осуществляют перевозки.

В форуме таксичто изменит новый законопроект по реформированию рынка такси в Украине

Соответственно, водители такси, которых в Украине, по приблизительным оценкам, насчитывается свыше 220 тыс, поголовно не платят налоги. Порой ситуация доходит до абсурда: таксист, зарабатывающий в месяц 20–30 тыс грн, официально числится безработным и потому законно претендует на получение жилищной субсидии. То есть государство страдает дважды: недополучает налоги и вдобавок субсидирует уклонистов. Объем рынка такси ввиду его тотальной тенизации трудно подсчитать точно, но даже в первом приближении он составляет 50 млрд грн ежегодно.

По оценкам BRDO, поступления в бюджет не превышают 1–3% от минимально прогнозированных, то есть государство недополучает от 1 до 4 млрд грн в год.

Владислав Притоманов, руководитель сектора «Транспорт и инфраструктура»

«Сегодня ни одна из целей государственного регулирования рынка такси не выполняется. Отсутствует инструментарий для контроля безопасности и качества перевозок, нет действенных механизмов повышения конкуренции и компенсации пассажирам в случае аварии, а налоги и сборы от работы такси практически нулевые».

Нелегал – потому что так проще

Сложившаяся ситуация имеет прозаическое объяснение: документарное вхождение на рынок такси чрезмерно зарегулировано. Для осуществления перевозок нужна лицензия, причем ключевое препятствие – не сам факт необходимости ее наличия, а слишком сложная процедура получения и нередкие отказы по формальным причинам. Кроме того, в Украине таксист может работать легально только через открытие ФЛП, чего большинство водителей избегает, опасаясь бюрократической машины украинской фискальной системы.

Неудивительно, что при таком абсолютно хаотичном рынке в Украине «взлетели» такие сервисы, как Uber, Uklon или Bolt, которые, пусть и, не имея собственного автопарка и штата водителей, давали клиенту удобный сервис и определенную гарантию качества за счет возможности оценить водителей и внутренних механизмов контроля. Но в Uber признают, что этого, для поддержки стабильного качества услуг и тем более – прозрачности рынка – явно недостаточно.

Выехать из тени: что изменит новый законопроект по реформированию рынка такси в Украине

Объединиться, чтобы изменить

Очевидно, что отрасль нуждается в реформировании. Государство, фактически, самоустранилось от регулирования рынка, не накладывая санкции за работу без лицензии. Немногочисленные профессиональные ассоциации же были не сильно заинтересованы усложнять себе жизнь, даже признавая наличие проблем.

Первые подвижки начались в июле 2019 года, когда BRDO совместно с Ассоциацией ответственных перевозчиков представила новую концепцию регулирования рынка такси. Ее разработка велась при непосредственном участии ведущих сервисов заказа такси через мобильные приложения Uber, Uklon и Bolt, которые в итоге подписали с авторами концепции меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере развития рынка перевозок пассажиров на такси.

Читайте также: Рынок такси в Украине нуждается в легализации и эффективном госрегулировании

Поддержка концепции тремя ведущими мобильными платформами Украины означает, что перемены действительно назрели. Крупные игроки рынка строят системный бизнес, поэтому тенизация не устраивает их точно так же, как и государство. Понятные и одинаковые для всех правила игры – это возможность долгосрочного инвестирования и, как следствие, повышение уровня конкуренции и качества сервиса.

Георгий Соколянский,
руководитель по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы.

«Для компании Uber выход рынка такси из «серой» зоны – принципиально важное условие планомерного развития сервиса в Украине и будущих инвестиций».

Выехать из тени: что изменит новый законопроект по реформированию рынка такси в Украине

Тезисы концепции легли в основу законопроекта, разработанного BRDO и поданного депутатом Владимиром Крейденко. Сейчас документ находится на рассмотрении в комитете Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры и Министерстве инфраструктуры Украины. Законопроект уже поддержала EBA (Европейская бизнес ассоциация), направив соответствующее письмо в комитет.

Игорь Гоцик,
руководитель департамента представительства интересов компаний-членов EBA.

«Надеемся, что новый закон о такси позволит вывести перевозки из тени, избавиться от устаревших норм регулирования и ввести понятные и равные правила игры для участников рынка».

Что предлагают изменить

Ключевая новация – отмена лицензирования такси и перевозок по заказу. Вместо этого предлагается ввести единое разрешение автомобильного индивидуального перевозчика (АИП), которое авторы законопроекта называют токеном. Такое разрешение будет выдаваться на месяц или год. В последнем случае его стоимость авторы законопроекта предлагают установить на уровне одной минимальной зарплаты грн (в первые два года переходного периода – 2500 грн). Это выглядит посильной суммой даже для тех водителей, которые таксуют лишь в свободное от основной работы время. Как объясняет COO компании Uklon Сергей Смусь, за счет введения токена бюджет в первый же год сможет получать до полумиллиарда гривен.

Следующий важный пункт – отмена обязательство оформления ФЛП, что избавит водителей от необходимости самостоятельно подавать отчетность и платить налоги и взносы. Покупка токена будет одновременно уплатой всех сборов и налогов.

Читайте также: Владимир Крейденко: 98% всех такси в Украине сейчас вне закона (видео)

Также предлагается отменить обязательное наличие сертифицированного таксометра (вместо него можно будет использовать смартфон), а вместо необходимости подавать документы в Укртансбезпеку – лишь сообщать о начале деятельности, о чем будет свидетельствовать покупка водителем токена.

Вместо заключения письменного договора на перевозку, что сегодня является обязательным условием, авторы законопроекта хотят дать возможность заключать его в электронной форме.

Ну и наконец, упростить проверки таксистов. Вместо проверки права заниматься хозяйственной деятельностью, лицензии, наличие таксометра, символики такси – проверять только наличие разрешения АИП. Дополнительно предлагается создать реестр перевозчиков.

Владимир Крейденко,
автор законопроекта.

«Исправные машины, застрахованные пассажиры, упрощение регистрации и налогообложения – все эти меры помогут вывести рынок такси из тени».

Выехать из тени: что изменит новый законопроект по реформированию рынка такси в Украине

Услышали каждого?

Предлагаемый законопроект впервые за долгие годы попыток обелить украинский рынок такси подошел к вопросу комплексно. Если предыдущие инициативы сводились, по сути, к усилению контроля над провайдерами слуг, что может гипотетически и могло «отбелить», но существенно сужало рынок, то теперь очевидные выгоды видятся для всех участников процесса.

Что получат пассажиры

Повышение качества и безопасности перевозок при сохранении доступной цены. Возможность получить страховые выплаты в случае ДТП во время поездки в такси.

Что получат водители

Упрощение регистрации, возможность разовой уплаты всех налогов и сборов, отсутствие необходимости общения с фискальными органами, упрощение формата проверок (проверяется лишь наличие токена).

Что получат службы такси и агрегаторы

Равные и понятные правила игры. Стимул повышения качества услуг ввиду повышения конкуренции.

Что получит государство

От 1 до 4 млрд. гривен бюджетных поступлений в год от продажи токенов. Эффективные рычаги контроля в связи с выходов рынка из тени. Статистика занятых на работе в такси водителей.

Подводные камни

При всей прогрессивности у предложенного законопроекта есть и спорные моменты. Например, пока отсутствует четкий механизм, который позволит контролировать оплату разрешений водителями и гарантирует своевременное поступление денег в казну. Вдобавок не помешало бы разграничение водителей, работающих в такси на постоянной основе и время от времени. По данным Ассоциации ответственных перевозчиков, пропорция близка к 50/50. Логично, что стоимость токена должна разниться для каждой категории, однако это может привести к тому, что все водители будут регистрироваться по формуле part-time.

Но как бы там ни было, регуляторную и налоговую систему Украины давно пора привести в соответствии с вызовами, которые возникают в современном мире. Предложенный Владимиром Крейденко рецепт, возможно, не идеальный, но близкий к оптимальному в нынешних условиях украинского рынка такси. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Минтрансе, поэтому, не исключено, претерпит изменения. Главное, чтобы они сохранили дух и концепцию предложенной реформы, ведь, как показывает жизнь, в украинских реалиях усложненное либо чрезмерное регулирование приводит только к одному: рынок еще сильнее уходит в тень.

Источник