В Украине давно назрела реформа рынка такси, но все предыдущие попытки сделать его более цивилизованным и открытым, не продвинулись дальше законопроектов. Очередная инициатива, разработанная экспертами BRDO, выдвинутая народным депутатом от партии «Слуга народа» Владимиром Крейденко, заместителем главы парламентского комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры, выглядит более жизнеспособной.
Потому что – чуть ли не впервые – учитывает интересы всех участников рынка.
Почему рынок в тени
Ни для кого не секрет, что украинский рынок такси почти полностью находится в тени, разнятся только оценки этой доли. Например, по данным экспертной организации BRDO (Офис эффективного регулирования), которая является одним из идеологов нынешнего законопроекта, цифра достигает 94%.
Для потребителя это означает, что только четыре машины из ста имеют лицензию, а значит, и страховку пассажира на случай аварии. Водители остальных 96 автомобилей – вне правового поля и какого-либо контроля: никто не следит за состоянием их здоровья и продолжительностью рабочего дня, а равно и за исправностью машин. А все потому, что большинство из более чем 1500 украинских служб такси таковыми, де-юре, не являются: они либо не зарегистрированы официально, либо считаются информационными сервисами, которые формально лишь связывают пассажира и таксиста, но не осуществляют перевозки.
Соответственно, водители такси, которых в Украине, по приблизительным оценкам, насчитывается свыше 220 тыс, поголовно не платят налоги. Порой ситуация доходит до абсурда: таксист, зарабатывающий в месяц 20–30 тыс грн, официально числится безработным и потому законно претендует на получение жилищной субсидии. То есть государство страдает дважды: недополучает налоги и вдобавок субсидирует уклонистов. Объем рынка такси ввиду его тотальной тенизации трудно подсчитать точно, но даже в первом приближении он составляет 50 млрд грн ежегодно.
По оценкам BRDO, поступления в бюджет не превышают 1–3% от минимально прогнозированных, то есть государство недополучает от 1 до 4 млрд грн в год.
Владислав Притоманов, руководитель сектора «Транспорт и инфраструктура»
«Сегодня ни одна из целей государственного регулирования рынка такси не выполняется. Отсутствует инструментарий для контроля безопасности и качества перевозок, нет действенных механизмов повышения конкуренции и компенсации пассажирам в случае аварии, а налоги и сборы от работы такси практически нулевые».
Нелегал – потому что так проще
Сложившаяся ситуация имеет прозаическое объяснение: документарное вхождение на рынок такси чрезмерно зарегулировано. Для осуществления перевозок нужна лицензия, причем ключевое препятствие – не сам факт необходимости ее наличия, а слишком сложная процедура получения и нередкие отказы по формальным причинам. Кроме того, в Украине таксист может работать легально только через открытие ФЛП, чего большинство водителей избегает, опасаясь бюрократической машины украинской фискальной системы.
Неудивительно, что при таком абсолютно хаотичном рынке в Украине «взлетели» такие сервисы, как Uber, Uklon или Bolt, которые, пусть и, не имея собственного автопарка и штата водителей, давали клиенту удобный сервис и определенную гарантию качества за счет возможности оценить водителей и внутренних механизмов контроля. Но в Uber признают, что этого, для поддержки стабильного качества услуг и тем более – прозрачности рынка – явно недостаточно.
Объединиться, чтобы изменить
Очевидно, что отрасль нуждается в реформировании. Государство, фактически, самоустранилось от регулирования рынка, не накладывая санкции за работу без лицензии. Немногочисленные профессиональные ассоциации же были не сильно заинтересованы усложнять себе жизнь, даже признавая наличие проблем.
Первые подвижки начались в июле 2019 года, когда BRDO совместно с Ассоциацией ответственных перевозчиков представила новую концепцию регулирования рынка такси. Ее разработка велась при непосредственном участии ведущих сервисов заказа такси через мобильные приложения Uber, Uklon и Bolt, которые в итоге подписали с авторами концепции меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере развития рынка перевозок пассажиров на такси.
Поддержка концепции тремя ведущими мобильными платформами Украины означает, что перемены действительно назрели. Крупные игроки рынка строят системный бизнес, поэтому тенизация не устраивает их точно так же, как и государство. Понятные и одинаковые для всех правила игры – это возможность долгосрочного инвестирования и, как следствие, повышение уровня конкуренции и качества сервиса.
Георгий Соколянский,
руководитель по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы.
«Для компании Uber выход рынка такси из «серой» зоны – принципиально важное условие планомерного развития сервиса в Украине и будущих инвестиций».
Тезисы концепции легли в основу законопроекта, разработанного BRDO и поданного депутатом Владимиром Крейденко. Сейчас документ находится на рассмотрении в комитете Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры и Министерстве инфраструктуры Украины. Законопроект уже поддержала EBA (Европейская бизнес ассоциация), направив соответствующее письмо в комитет.
Игорь Гоцик,
руководитель департамента представительства интересов компаний-членов EBA.
«Надеемся, что новый закон о такси позволит вывести перевозки из тени, избавиться от устаревших норм регулирования и ввести понятные и равные правила игры для участников рынка».
Что предлагают изменить
Ключевая новация – отмена лицензирования такси и перевозок по заказу. Вместо этого предлагается ввести единое разрешение автомобильного индивидуального перевозчика (АИП), которое авторы законопроекта называют токеном. Такое разрешение будет выдаваться на месяц или год. В последнем случае его стоимость авторы законопроекта предлагают установить на уровне одной минимальной зарплаты грн (в первые два года переходного периода – 2500 грн). Это выглядит посильной суммой даже для тех водителей, которые таксуют лишь в свободное от основной работы время. Как объясняет COO компании Uklon Сергей Смусь, за счет введения токена бюджет в первый же год сможет получать до полумиллиарда гривен.
Следующий важный пункт – отмена обязательство оформления ФЛП, что избавит водителей от необходимости самостоятельно подавать отчетность и платить налоги и взносы. Покупка токена будет одновременно уплатой всех сборов и налогов.
Также предлагается отменить обязательное наличие сертифицированного таксометра (вместо него можно будет использовать смартфон), а вместо необходимости подавать документы в Укртансбезпеку – лишь сообщать о начале деятельности, о чем будет свидетельствовать покупка водителем токена.
Вместо заключения письменного договора на перевозку, что сегодня является обязательным условием, авторы законопроекта хотят дать возможность заключать его в электронной форме.
Ну и наконец, упростить проверки таксистов. Вместо проверки права заниматься хозяйственной деятельностью, лицензии, наличие таксометра, символики такси – проверять только наличие разрешения АИП. Дополнительно предлагается создать реестр перевозчиков.
Владимир Крейденко,
автор законопроекта.
«Исправные машины, застрахованные пассажиры, упрощение регистрации и налогообложения – все эти меры помогут вывести рынок такси из тени».
Услышали каждого?
Предлагаемый законопроект впервые за долгие годы попыток обелить украинский рынок такси подошел к вопросу комплексно. Если предыдущие инициативы сводились, по сути, к усилению контроля над провайдерами слуг, что может гипотетически и могло «отбелить», но существенно сужало рынок, то теперь очевидные выгоды видятся для всех участников процесса.
Что получат пассажиры
Повышение качества и безопасности перевозок при сохранении доступной цены. Возможность получить страховые выплаты в случае ДТП во время поездки в такси.
Что получат водители
Упрощение регистрации, возможность разовой уплаты всех налогов и сборов, отсутствие необходимости общения с фискальными органами, упрощение формата проверок (проверяется лишь наличие токена).
Что получат службы такси и агрегаторы
Равные и понятные правила игры. Стимул повышения качества услуг ввиду повышения конкуренции.
Что получит государство
От 1 до 4 млрд. гривен бюджетных поступлений в год от продажи токенов. Эффективные рычаги контроля в связи с выходов рынка из тени. Статистика занятых на работе в такси водителей.
Подводные камни
При всей прогрессивности у предложенного законопроекта есть и спорные моменты. Например, пока отсутствует четкий механизм, который позволит контролировать оплату разрешений водителями и гарантирует своевременное поступление денег в казну. Вдобавок не помешало бы разграничение водителей, работающих в такси на постоянной основе и время от времени. По данным Ассоциации ответственных перевозчиков, пропорция близка к 50/50. Логично, что стоимость токена должна разниться для каждой категории, однако это может привести к тому, что все водители будут регистрироваться по формуле part-time.
Но как бы там ни было, регуляторную и налоговую систему Украины давно пора привести в соответствии с вызовами, которые возникают в современном мире. Предложенный Владимиром Крейденко рецепт, возможно, не идеальный, но близкий к оптимальному в нынешних условиях украинского рынка такси. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Минтрансе, поэтому, не исключено, претерпит изменения. Главное, чтобы они сохранили дух и концепцию предложенной реформы, ведь, как показывает жизнь, в украинских реалиях усложненное либо чрезмерное регулирование приводит только к одному: рынок еще сильнее уходит в тень.