Эти новшества не только уменьшают тенизацию рынка, но и обеспечивают безопасность для пассажира и возможность компенсации ущерба в случае ДТП.
В отличие от «большой» транспортной инфраструктуры — железных дорог или портов — городская мобильность стоит ближе всего к свободному конкурентному рынку. Здесь нет своих олигархов и масштабных госзакупок, зато есть стабильно растущий платежеспособный спрос, который насыщает средний класс — начиная от перевозчиков и заканчивая многочисленными сервисами по привлечению клиентов и обработке заказов.
Казалось бы, свободная конкуренция и предпринимательская жилка среднего класса должны сделать свое дело — выживать и развиваться на рынке должен тот, кто предлагает лучший сервис. Но ни конкуренция, ни вход крупных международных игроков пока не принесли прозрачности.
По оценке Офиса эффективного регулирования (BRDO), в настоящий момент 98% рынка перевозок такси в Украине работает «в тени», общий объем рынка — 40 млрд грн. Эти деньги должны «работать» и перераспределяться по другим правилам, чем те, что есть сегодня, а рынок — повернуться лицом к основному заказчику услуги — клиенту.
Одна из основных урбанистических проблем, с которой в большей или меньшей мере столкнулись все крупные города в мире — логистика. Большое количество людей и грузов перемещается на ограниченной территории, при этом в ограниченное время. Киев, как и другие крупные украинские города — в тренде. По результатам исследования, проведенного Economist Intelligence Unit (EIU) по заказу Siemens, Киев оказался на последнем месте по большинству показателей окружающей среды — качеству воды, землепользованию и утилизации отходов, качеству воздуха, содержанию СО2. В условиях практически полной остановки всех промышленных предприятий в городе, главным загрязнителем воздуха является транспорт.
В Украине все еще сильно развита тенденция использования личного автомобиля для передвижений по городу — при первой возможности люди пересаживаются на свой автомобиль и потом часами стоят в пробках, жгут нервы и горючее. К тому же автовладельцы паркуют свои автомобили или на тротуарах, или на проезжей части, тем самым сокращая и так дефицитную площадь дорог в городе.
Разгрузить городские магистрали может эффективное развитие общественного транспорта, такси, в частности. Мне могут возразить, что рынок такси в Украине и так хорошо развит. Действительно, по стоимости и доступности такси, Киев является чуть ли не лидером среди европейских столиц, что еще надо? Но кроме цены и доступности есть еще очень важные факторы — это качество услуги, безопасность поездки, ответственность ну и, наконец, прозрачность рынка. В настоящий момент на практике ответственности водителя не существует, поскольку большинство ездит «по-черному», нигде не регистрируясь, без лицензирования. Конечно, все современные онлайн-сервисы заказа такси ведут статистику и рассчитывают рейтинг водителей, однако это все делается исключительно на добровольной основе и не имеет никакой правовой силы. Вывод рынка такси «из тени» позволит устранить текущие недостатки, присущие системе. К тому же, это еще и рост поступлений в бюджет за счет «белой» системы расчетов.
Еще одна проблема украинских городов — маршрутки. Призванные в свое время решить проблемы дефицита общественного транспорта, маршрутки сами превратились в источник проблем — в рейс выходят часто неисправные автобусы, качество и культура как вождения, так и обслуживания пассажиров, мягко говоря, «хромают». В этом сегменте также высока тенизация рынка, что ведет к тем же проблемам, что и в такси, связанным с безопасностью и экономикой.
Законодательная инициатива о реформе рынка такси — это первый шаг к цивилизованному рынку пассажирских перевозок, позволяющий не только цивилизовать рынок, но и способствующий привлечению иностранных инвестиций в отрасль. Он содержит ряд прогрессивных новшеств, призванных «обелить» рынок. Среди них, в частности, и отмена процедуры лицензирования перевозчиков — сегодня она фактически не работает, поскольку крайне забюрократизирована и несет в себе многочисленные коррупционные риски.
В новом законопроекте вместо лицензирования вводится приобретение разового разрешения на перевозки, которое упрощает и налоговое администрирование, и контроль за «серым» рынком. Водитель может получать разрешение онлайн, тем самым сведя к минимуму бумажную волокиту и различные формальные и неформальные платежи, связанные с лицензированием.
Перечень документов, которые необходимо иметь водителю такси, сводится к пяти: разрешение на перевозку, страховка для пассажиров, медицинская справка водителя, подтверждение технической исправности автомобиля, и копия договора с пассажиром, который может быть заключен онлайн уже на этапе заказа авто. Эти новшества не только уменьшают тенизацию рынка, но и обеспечивают безопасность для пассажира и возможность компенсации ущерба в случае ДТП.
Удастся ли легальным операторам победить «серую массу» нелегалов, зависит не только от законодателей, но и в значительной степени от самоорганизации рынка. Который должен, наконец, начать работать в едином и понятном правовом поле, без таких сомнительных конкурентных преимуществ, как уход от налогов или экономия на безопасности пассажиров.