Заказы просели, цены застыли, пробки рассосались. Службы такси переживают кризис вместе со всей Украиной. 17 марта в 23:00 метрополитен Киева остановил работу. Людям, которых не перевели на "удаленку", осталась не так много вариантов добраться на работу.
Маршрутки и коммунальный транспорт не справлялись с потоком. Несмотря на то, что ограничения на перевозку до 10 пассажиров в одном автобусе не выполнялось, в часы пик на остановках можно было наблюдать длинные очереди из пассажиров.
Один из популярных в эти дни способов передвигаться по городу - такси. Мы разбиралась, как службы такси отреагировали на карантин, сколько у них пассажиров и как они изменили цены.
Цены на месте, спрос падает
Обычно в условиях повышенного спроса таксомоторные службы вводят повышенный коэффициент к тарифу. Так работает автоматическая система ценообразования у Uklon, Uber и у других крупных агрегаторов.
Например, если в Киеве проходит большой музыкальный фестиваль и вам нужно с него уехать, заказывая машину вы увидите, что тариф в окрестностях проведения мероприятия будет вдвое-втрое выше от обычного.
Поскольку многие пытаются заказать такси, система это фиксирует и реагирует ценой на повышение спроса. Похожая ситуация наблюдается в часы пик, когда люди едут на работу или возвращаются домой вечером, особенно если на улице дождь или снег.
Логично предположить, что с закрытием метрополитена, спрос на такси должен увеличится (даже с учетом карантина многим нужно на работу, общественный транспорт не справляется), что потянет цены вверх. Журналисты сравнивали цены в онлайн-сервисах такси до и после остановки метро, но роста не заметили.
Почему так?
"Мы наблюдаем существенное падение количества вызовов такси, - говорит глава таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк. - До пандемии Киев делал 300 000 заказов в сутки, сейчас не больше 100 000. Основная причина - закрытие школ и падение деловой активности".
Заказы крупной службы такси Bond, которая работает в Киеве и Одессе, упали в два раза, говорит ее основатель Петр Обухов.
"Цены мы не меняем. Но естественно наценки из-за большой нагрузки нет, дааже наоборот – из-за большого количества свободных машин автоматически включается скидка в 10%", - говорит Обухов.
Похожая ситуация у Uklon. Компания не собирается поднимать цены на время карантина, рассказал ее руководитель Сергей Смусь.
"Прогнозируем, что это затянется надолго, вряд ли до 3 апреля. На этом спекулировать и зарабатывать не хотим. У нас все стандартно, иногда бывают коэффициенты в час пик, но в программе можно от них отказаться".
По словам Смуся, цены не изменились, потому что многие компании перешли на удаленный режим работы. Uklon с понедельника также работает удаленно. "Поэтому вышел баланс. Сейчас на линии такое же количество водителей, как обычно", добавляет он.
Uber также не меняет цены, "минимизирует возможное повышение во время увеличения спроса" и отказывается от дополнительных акций для пассажиров.
Что с водителями?
По словам Антонюка, небольшой процент от общего количества водителей увольняется, поскольку не хотят контактировать с потенциально инфицированными людьми.
"Пока это очень незначительное, маленькое количество людей: они говорят, что нет заказов и не хотят рисковать. Но это не критично для бизнеса", - говорит Антонюк.
В Uklon и Bolt говорят, что не испытывают дефицита или переизбытка водителей.
Новые горизонты для такси
Есть ли пострадавшие от карантина?
"В посредническом бизнесе, типа Uber, убытков не будет - приложение есть у всех, они берут 25-30% комиссии - там про убытки не может быть речи", - прогнозирует Антонюк. Другое дело - перевозчики со своим парком машин. Лизинг, кредиты, ремонт остаются, а доходность снижается. "Если раньше у тебя было 13 заказов в день, сейчас три", - говорит Антонюк.
Таксокомпании рассчитывают, что смягчить коронакризис для них поможет доставка еды и товаров.
"А что мы можем сделать? Есть объективные факторы. Все сидят дома. Так что падение спроса меня даже в некотором смысле радует, - говорит Обухов из Bond. - В Одессе у нас очень развита служба доставки еды и продуктов из магазинов. И я думаю спрос на такие услуги будет повышаться".
Аналогичные сегменты развивает Uklon и Bolt.
"Сейчас у нас наблюдается увеличение количества заказов курьерской доставки Delivery. Аптеки, предлагающие доставку товаров и лекарств, порой не справляются с количеством заказов и обращаются к нам, а мы помогаем развозить заказы по городу", - рассказывает региональный менеджер Bolt в Украине Тарас Потичный.
Положительный эффект карантина - дороги стали свободней, а скорость доставки пассажиров выросла - как в безлюдный выходной день.
"В Киеве 19 марта средняя скорость - 30 км/час. Тогда как обычно по четвергам - 22. В Одессе: 25 км/ч вместо 21 км/ч. Карантин и социальное дистанцирование работают", - говорит Обухов.