BRDO: Что принесет реформа рынка такси в Украине должен знать каждый водитель

Быть за рулем или в пассажирском кресле — выбор, с которым сталкиваются многие жители больших городов. А с транспортной проблемой сталкиваются все мегаполисы мира: по ограниченной территории постоянно перемещаются сотни тысяч людей. Зачастую упорядочить эти потоки и избежать заторов и хаоса непросто.

Одним из решений этого вопроса в Украине должна стать разработанная экспертами Офиса эффективного регулирования BRDO вместе с бизнесом реформа такси. Впрочем, важна она не только для компаний-перевозчиков или онлайн-сервисов, но и для самих водителей. Объясняем, почему.

Что меняется

Основное новшество, предлагаемое разработчиками законопроекта, — это предложение отменить обязательное получение лицензии для такси и перевозок по заказу. Лицензирование давно показало свою неэффективность: из-за сложной процедуры получения разрешения и высокой налоговой нагрузки рынок, по сути, находится в тени. Изменения призваны сделать процедуру легализации простой и дешевой, чтобы легальный водитель такси был конкурентоспособным по сравнению с нелегалом, а значит, отрасль сама стала прозрачной и работающей легально.

В форуме таксиBRDO: Что принесет реформа рынка такси в Украине должен знать каждый водитель

«Трансформация городского транспорта неизбежна, но только от нас зависит, станет ли Украина ее пионером», — отмечает руководитель по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы Георгий Соколянский. Он уверен, что автомобили станут транспортом совместного использования — выгоднее будет «делиться» машиной. Как, например, при совместных поездках: скажем, у вас есть свой автомобиль и по пути на работу с утра вы подвозите нескольких соседей. Так вы компенсируете часть затрат на бензин, соседи экономят время и получают качественный транспорт, а город экономит место на стоянках, дорогах и получает меньше выхлопа в воздух.

На расширение опций для шоферов и направлена инициатива, разработанная экспертами BRDO, Ассоциации ответственных перевозчиков. К единственному нынешнему юридическому понятию «автомобильный перевозчик» (а сейчас — это обязательная лицензия, плюс открытый ФОП или юридическое лицо) предлагается добавить еще два. А именно: автомобильный «индивидуальный перевозчик» и «самозанятый перевозчик».

Сам себе хозяин

«Я никогда не хотел заморачиваться с получением лицензии. Это столько бумажек, а выхлопа в итоге ноль», — говорит 53-летний таксист с 20-летним стажем Валерий, паркуя свой автомобиль на стоянке недалеко от Дарницкой площади. Он — один из многих «теневых» участников рынка такси. Впрочем, на предложения реформы Валерий смотрит с оптимизмом.

«Если это и правда будет так легко, как обещают, то почему нет?», — добавляет он. Разработанный законопроект предлагает для новой категории «индивидуальных перевозчиков» максимально простой доступ к профессии. Речь идет о едином разрешении автомобильного индивидуального перевозчика, которое создатели документа окрестили «токеном». Его предлагают приобретать на месяц или год. Ожидается, что цена годового токена составит одну минимальную зарплату. Валерий отмечает, что для него эта сумма вполне посильна, хотя таксовать в последнее время он стал меньше: помогает семье сына с внуком.

BRDO: Что принесет реформа рынка такси в Украине должен знать каждый водитель - Такси Сервис

В случае принятия документа индивидуальным таксистам будет достаточно иметь с собой водительское удостоверение, техпаспорт, медсправку, страховку и сервисную книжку. Для популярных онлайн-сервисов для связи водителей и пассажиров, таких как Uber, Uklon или Bolt, предусмотрена опция электронного договора об оказании услуги.

Для тех водителей, у кого есть ФОП (или готовность его открыть), выход на легальный рынок такси также должен стать проще. Достаточно будет отправить регулятору — Укртрансбезопасности — соответствующее уведомление вместо получения лицензии.

Пассажиры — в безопасности

Предусматривается, что «физический носитель» разрешения таксисту может выглядеть как наклейка на машине. На нем же должны указать регистрационные данные водителя. Так пассажир будет знать, кто его везет, а информацию может проверить любой желающий в открытом электронном реестре. Соответственно, в случае неприятных ситуаций с этими данными пассажир сможет обратиться либо к организатору перевозок, либо прямо в полицию. Так как каждый шофер такси будет зарегистрирован в государственной базе, при форс-мажоре найти его не окажется проблемой.

Наличие реестра в дальнейшем существенно повысит безопасность и качество перевозок, ведь наличие достоверной и доступной информации о водителе приведет к тому, что службы такси перестанут работать с водителями, у которых плохой рейтинг или много ДТП. Кроме того, это избавит рынок от водителей с уголовным прошлым.

Впрочем, некоторые сервисы уже предоставляют своим пассажирам немало опций для безопасности. Например, популярный в Украине Uber в своем приложении позволяет отслеживание поездки доверенными лицами, например, родными или друзьями. В нем есть и «тревожная кнопка» на случай чрезвычайной ситуации. А система рейтингов позволяет отключать от сервиса водителей, которые скомпрометировали себя некорректным поведением в отношении пассажиров.

Источник