25 сентября новым главой органа, осуществляющего контроль на наземном транспорте, выдает разрешения на грузовые и пассажирские перевозки, ведет реестр лицензионного транспорта и проводит техническое расследование ДТП с участием пассажирского транспорта, стал Евгений Прокопчук.
До этого Прокопчук не имел никаких дел с безопасностью на транспорте. До назначения занимал должность гендиректора Кривбаспромводпостачання - государственного предприятия, которое занимается добычей, распределением, транспортировкой и поставкой воды промышленным и бытовым потребителям Днепропетровской области.
Укртрансбезопасность - не просто ведомство, где фиксируют непрозрачные закупки, взятки, торговлю международными разрешениями. В июне между министром МВД Арсеном Аваковым и министром инфраструктуры Владиславом Криклием возник конфликт из-за Укртрансбезпеки (входит в МИУ): Аваков предложил передать контроль за весом фур Нацполиции. После этого инспекторы службы начали дежурство вместе с полицией.
Егор Прокопчук отрицает какое-то влияние Авакова к своему назначению и говорит, что пошел на конкурс, потому что его вдохновили намерения Владимира Зеленского навести порядок в Укртрансбезопасности. В Киеве живет семья Прокопчука, поэтому возвращение в столицу - логичный шаг, рассказывал Владислав Криклий.
Прокопчук рассказал, как попал в службу, что заставляет украинских дальнобойщиков нарушать законы и почему дороги, которые в Украине строят бешеными темпами и за рекордные средства, все равно "протянут" один-два сезона.
Мы выбрали самое интересное из беседы.
Как попал в Укртрансбезопасность
Это меня после Майдана немножко "переключило".
Руководить предприятием (Кривбаспромводпостачання. - Ред.) - это одно дело. А Укртрансбезопасность - контролирующий орган, любой из них в Украине построен как коррупционная пирамидка. На собеседовании меня заверили, что строить такого не планируют, и политическая воля победить перегрузки (грузовиков на дорогах. - Ред.) И торговлю разрешениями.
Перед назначением общался с представителями Мининфраструктуры и депутатами транспортного комитета Верховной Рады.
О зарплате в 29 400 гривен
Эта сумма - только оклад, фактическая зарплата на должности со всеми премиями и надбавками - около 100 000. Из всей большой бизнес семьи я единственный решил пойти в государственную сферу.
В декларации чиновника из семьи указана только жена: у них на двоих в собственности три квартиры, гараж, дом и земельный участок, машины MAZDA RX-8, TOYOTA и SEQUOIA. Председатель Укртрансбезопасности имеет долю в компании, где бенефициаром является его отец - ОАО Агропроммеханизация. Также Прокопчук владеет акциями в фирме отца бизнес-партнера - ОАО "ЧЗТА" (производство других машин и оборудования общего назначения). По итогам 2019 жена как ФЛП заработала 762 000 грн от предоставления в аренду недвижимости, еще 832 000 она получила от продажи движимого имущества.
Проблема кадров и неделю моды в Милане за 4200 грн
Габаритно весовой контроль - не основная наша функция. Это лишь маленькая часть того, что мы должны делать. Сейчас службе катастрофически не хватает инспекторов - их всего 207, поэтому большинство направлений развиваются очень медленно. Мы ежедневно выбираем, или они поедут проверять маршрутки или на весовой комплекс.
Проблема не в отсутствии желающих на эти должности, а в том, что есть предельная численность работников для службы, утвержденная Кабинетом министров. Мы добились увеличения штата еще на 200 человек, но денег из бюджета на это не выделили, попросили заложить их на следующий год.
Сейчас зарплаты инспекторов - до 10 000 грн. В 2021 году рассчитывают повысить их по крайней мере на 50% - до 15 000, ждем согласования Минфина.
Большинство кадров Укртрансбезопасности перешли в службу по Государственной инспекции по безопасности на наземном транспорте (бывший государственный орган до 2015 года. - Ред.). Невозможно переделать человека, который 10 лет "собирает дань" с автостанций и маршруток. Это уже деформация. В регионах должно быть полное обновление, которое будет происходить постепенно, в несколько волн.
Инспекторы - это вообще отдельная каста. Некоторые ведут инстаграм с сообщениями вроде "Я на шопинге в Милане на Неделе мод". Зарплата у человека 4200 грн.
До конца года планируем обновить всех региональных руководителей. Инспекторов менять будем позже, сейчас надо будет убрать наиболее одиозных.
Одна из главных проблем этого беспорядка, который мы сейчас имеем с государственной службой - это наш КЗоТ. Людей менять невозможно, а они после увольнений возобновляются: у нас в этом году возобновилось с десяток руководителей, которым нужно выплачивать компенсацию.
Есть работники, которых, например, в 2018 году поймали на взятке, к тому же на камеру, но они работают и дальше: уволить за коррупцию не можем, потому что без приговора суда коррупция не доказана.
Денег на контроль меньше, чем на ремонт дорог
Получается парадокс: государство в этом году потратило на ремонт дорог более 100 млрд грн, при этом на службу, которая должна защитить эти дороги, профинансировала на 138 млн грн.
То есть, фактически почти в тысячу раз меньше! Мы же не просим денег, чтобы купить себе новые машины или форму от Gucci. Нет, только расширить инспекторский состав.
Мы подали запрос в Минфин на выделение Укртрансбезопасности 344,8 млн из бюджета 2021 года. В версии бюджета к первому чтению в сентябре на службу выделяли на 9 млн грн меньше, чем в этом году.
С нами судятся перевозчики через наложенные штрафы, подают апелляции. У службы даже нет денег на марки, конверты и другие расходы, чтобы отвечать на апелляции - этих расходов просто не заложено в бюджете. Мой сотрудник не должен со своей заработной платы покупать бензин или конверты. Без финансирования не будет ни контроля, ни реформы.
Закон о рынке такси в Украине
Из-за четкого прописания процедуры контрольной закупки, в службе также намерены урегулировать рынок такси. Сейчас готовится законопроект об этом: водителям предлагают ежегодно покупать у государства временный патент за 4700 грн на осуществление услуг, их данные будут передаваться в реестр, зато от понятия лицензий на такси государство откажется.
Одной из движущих сил этого законопроекта являются сами операторы рынка - из-за того, что 90% водителей такси - нелегалы, операторы несут репутационные риски. Если происходит какое-то ДТП или конфликт, пострадавший звонит на горячую линию Uklon или Uber с требованиям о компенсации. Но они с точки зрения законодательства не является службами такси. Это только мобильные приложения, которые выполняют диспетчерские функции, поэтому о какой компенсации может идти речь?
Мы хотим четко прописать понятие контрольной закупки: факт подачи автомобиля по указанному адресу уже свидетельствует о том, что мы имеем дело со службой такси. Поэтому, и тот, кто приехал, и тот, кто отправил - должны быть в реестре. Нету - получай штраф. Но есть сопротивление со стороны самих водителей. Срабатывает правило: "Почему я должен платить пять тысяч в год, если можно не платить".
Главный спор из-за размера штрафов: мы хотим сделать их менее 17000 грн, службы такси - 1700 грн.