Почему водители такси в Украине не всегда соблюдают правила дорожного движения?

Не только такси, но и наемные водители в любой компании часто не несут ответственности за нарушение ПДД. Почему так и что делать? Кто из нас не сталкивался с водителями такси, которые пренебрежительно относятся к правилам дорожного движения и техническому состоянию автомобиля?

«Ну а чего? Машина же не моя», — с чистосердечной откровенностью может сказать такой водитель. Но проблема заключается не в плохих таксистах.

Любой наемный сотрудник, который работает в компании с более или менее большим автопарком, может избежать ответственности за нарушение ПДД. Вместо водителя за нарушения, зафиксированные камерами автоматической фиксации, к административной ответственности привлекаются руководителя компании.

В форуме таксиПочему водители такси в Украине не всегда соблюдают ПДД?

По статистике Нацполиции в Украине более 570 тыс. автомобилей, преимущественно управляются наемными водителями, количество которых превышает 1 млн. Примерно 12 900 компаний имеют автопарк более 10 транспортных средств.

Почему так происходит, что наемные водители не всегда получают свои штрафы?

Конечно, когда инспектор полиции останавливает любое авто на дороге, постановление оформляется на непосредственно виновного водителя. В случае, если нарушение зафиксировала камера автоматической фиксации, или инспектор по парковке, штраф всегда оформляется на руководителя (директора) компании, которой принадлежит транспортное средство, а не на водителя.

Если в компании не налажен процесс привлечения к ответственности виновных водителей на своем локальном уровне, то это, в итоге, приводит к повышению количества нарушений ПДД. Последствий в сложившейся ситуации много:

  • Бизнес получает дополнительные убытки. По оценкам сервиса Штрафы UA компания, которая не уделяет внимания процессу уплаты автоштрафов, может терять ежемесячно до 10 тыс. гривен.
  • Если компания большая, на директора могут быть выписаны сотни постановлений. Если постановление своевременно не получено в связи с плохой организацией или несовершенной работой почтовых служб, то теряется возможность оплатить штраф с 50% скидкой.
  • Если просрочить оплату штрафа, государственная исполнительная служба может объявить авто в розыск или наложить арест на банковские счета и имущество или применить другие принудительные меры взыскания долга.
  • Поскольку непосредственные нарушители во многих случаях остаются безнаказанными, это приводит к росту опасности на дорогах.

Например, недавно я имел опыт общения с директором одной львовской компании. Он рассказал мне о таком случае. У него есть автопарк с более чем 30 автомобилями, на которых сотрудники преимущественно осуществляют международные перевозки. Один из водителей этой компании отправился на служебном автомобиле в Киев, где размещена основная часть камер автоматической фиксации. Через некоторое время после этой поездки директору пришло сообщение от исполнительной службы относительно неуплаченного штрафа за превышение скорости, которое зафиксировала камера. И поскольку штраф был просрочен, то согласно законодательству, надо было заплатить двойную сумму, а также расходы, связанные с взысканием долга. Так в компании на собственном опыте впервые узнали, что существуют камеры автоматической фиксации, и ответственность за нарушение водителей теперь несет их руководитель.

В 2021 году вопрос становится еще более острым.

Во-первых, количество камер на дорогах увеличится с 48 до 268, и они будут работать по всей Украине. А во-вторых, с 17 марта этого года вступил в силу закон 1231-IX, который увеличивает размер взысканий за нарушения в сфере безопасности дорожного движения. Например, за превышение скорости более чем на 50 км/ч, штраф теперь составляет 1700 грн (раньше было 510 грн).

Почему водители такси в Украине не всегда соблюдают правила дорожного движения? Новости Такси Сервис, Украина

Что нужно делать?

Сначала осознать, что такая проблема существует. Очень часто директора компаний, которые являются владельцами автомобилей, не интересуются этим вопросом и ошибочно считают, что вся ответственность за любые нарушения ПДД возложена на водителей.

Конечно, некоторые решения нужно принять на государственном уровне. Например упростить процедуру изменения ответственного лица за нарушение ПДД. А также сделать не таким трудоемким механизм передачи транспортного средства в «надлежащее пользования».

Но и сама компания, независимо от бизнес-модели (таксопарк, корпоративный автопарк, лизинг и т.п.) должна позаботиться о создании надежной системы уплаты штрафов. Если у предприятия достаточно большое количество автомобилей, условно говоря, от 10 и более, то сделать это можно только с помощью специализированного IT-решения. И вот почему:

  • Прежде всего важно организовать достоверный контроль проверки имеющихся штрафов за нарушение ПДД. Сейчас многие компании этого не делают, потому что не все знают какие именно решения могут помочь. На проверку наличия/отсутствия штрафов на 10 машин в ручном режиме придется потратить около часа и так каждый день. А если, скажем, автопарк из 150 машин, это может занять чуть ли не весь рабочий день одного работника.
  • Далее нужно правильно уплатить штраф в надлежащем размере. Обычно сотрудники идут в отделение банка, но даже такая уплата не дает полной гарантии, ведь, зачастую, трудно правильно определить сумму штрафа. Кассир банка не расскажет, действует ли еще скидка для уплаты взыскания, наложенного камерами автоматической фиксации, нужно ли платить штраф в полном размере или уже пропущен срок на добровольную уплату и необходимо оплатить в двойном размере. Кроме того, есть определенная вероятность человеческой ошибки в указании реквизитов получателя или плательщика, назначении платежа и тому подобное. В результате штраф часто бывает оплаченным, но не погашенным — платеж не засчитывается в счет оплаты соответствующего постановления, а считается нераспознанным. В дальнейшем такие неверно оплаченные постановления отправляются полицией в исполнительную службу для принудительного исполнения.
  • Даже после уплаты штрафа нужно хранить оригиналы платежных документов. В случае, если платеж не был засчитан, через некоторое время включается механизм взыскания двойной суммы. Начинается история со срочным поиском платежных документов и поездками в исполнительную службу. А если машина не одна, или водители уже уволились? А еще бывают случаи, когда машина продана, а в базе Национальной полиции появляется постановление о нарушении, которое произошло за несколько дней до продажи.

Итак система уплаты штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные в режиме автоматической фиксации или инспекторами по парковке является слабым местом для многих украинских компаний. Поэтому необходимо, чтобы компании приложили усилия для создания на предприятии эффективной системы оплаты штрафов за нарушение ПДД. Для успешной реализации важно выделить это направление в отдельный процесс, и провести цифровизацию на уровне компании, на сегодня уже есть IT-решения, которые помогают это сделать.

Источник