Украинские сервисы вызова такси Uklon, Uber и Bolt продолжают работу, несмотря на войну и дефицит горючего. Как выросли цены на такси? Как дефицит горючего отразился на работе водителей такси, куда сместилась локация работы сервисов, насколько выросли цены из-за войны?
Где работают сервисы
Сервисы Uklon и Bolt с самого начала полномасштабного вторжения России 24 февраля не прекращали работу в Украине.
Пока Bolt продолжает работать в штатном режиме во всех городах Украины, где был запущен, сообщил Сергей Павлик, руководитель направления заказа поездок компании Bolt в Украине. В списке из 36 городов, кроме ряда областных центров, также Белая Церковь, Борисполь, Бровары, Дрогобыч, Ирпень, Каменец-Подольский, Каменское, Кременчуг, Кривой Рог, Мукачево, Новомосковск, Трускавец, Вышгород, Збараж и Здолбунов.
С марта в Bolt появилась категория Support для перевозок и перемещений в случае экстренной необходимости за символическую плату – уже совершили более 80 000 поездок, сообщил представитель компании.
Украинский сервис Uklon доступен в 26 городах Украины. С 1 мая компания вынуждена приостановить работу сервиса во время военного положения и оккупации в Херсоне и Херсонской области, с 9 мая – в Мариуполе, сообщили в компании.
С начала военных действий сервис также запустил услугу "Эвакуация" для перемещения между городами Украины – ею воспользовались более 5 000 раз. Также Uklon запустил проект "Волонтер" по развозке медикаментов, горючего, еды, продуктов и гуманитарной помощи. В мае Uklon объявил о запуске франшизы.
Uber остановил работу в первые дни войны, однако в середине апреля вернулся в Киев. Теперь сервис работает в 16 украинских городах – к привычной географии из Киева, Львова и ряда областных центров добавились Луцк, Ровно, Хмельницкий. Сервис сейчас недоступен в Одессе, Харькове, Запорожье, Херсоне и Мариуполе. Также компания перезапустила в столице сервис Pool Chance, закрытый еще до вторжения – возможность совместных поездок в одном направлении.
Uber также создал ряд социальных проектов: предоставил 10 000 бесплатных поездок для нужд работников критической инфраструктуры, здравоохранения и социальных служб; раздает промокоды на поездки в места сдачи крови и запустил сервис Uber Aid Shuttle для сообщения Львова и пограничного перехода Шегини.
Как изменился спрос
По сравнению с показателями мая прошлого года, показатели Uklon за месяц этого года упали на треть, апрельский разрыв – 44%, рассказали в пресс-службе компании. Если сравнивать нынешние показатели с февральскими – компания упала в 2,5 раза по количеству заказов, выручки и комиссии: "По состоянию на май в Киеве в нашем приложении было столько же автомобилей, как и до войны. Однако количество заказов сократилось на 45%".
Значительное сокращение спроса с началом боевых действий на всех территориях страны ощутили и в Bolt. "Однако сейчас мы замечаем систематический рост активности пользователей. Количество поездок уже составляет более половины довоенных показателей", – говорит представитель компании.
Количество водителей, совершающих поездки в сервисе Bolt, не уменьшилось существенно, говорит Павлик. Часть из них решили временно не совершать поездки, на это решение в частности могли повлиять проблемы с доступностью горючего.
В Uklon говорят, что в марте удавалось балансировать между количеством водителей и пассажиров. "Уже в конце апреля количество водителей Uklon стало больше, по сравнению с тем, как это было в феврале", – объясняют в пресс-службе.
Стал ощутим региональный разрыв: общая динамика восстановления жизни в городах демонстрирует, как центральная Украина из-за войны заметно опережает юг и восток. "Например, уровень использования приложения в Киеве с начала полномасштабного вторжения к концу мая увеличился в шесть раз (на 40%)", – рассказали в Uklon.
Uber отказался делиться статистикой по количеству водителей и бизнес-показателей, ссылаясь на конфиденциальность информации.
Что с ценами в условиях дефицита топлива
С начала марта Bolt повысил тарифы во всех городах – главной причиной стал дефицит горючего, объясняет Сергей Павлик. Но на конечные цены это повлияло незначительно, уверяет он: до войны поездка в Киеве от Майдана Независимости до центрального железнодорожного вокзала стоила около 70 грн, то сейчас стоимость составляет примерно 80 – 85 грн.
Однако такая ситуация не повсюду, признает Павлик: "Сейчас мы наблюдаем рост среднего чека, в некоторых городах довольно значительный – на 50% больше довоенного показателя".
Впрочем, по Украине средний чек в сервисе увеличился на 10% по сравнению с тем, что было до войны, подтверждают слова конкурента в Uklon. Несмотря на то, что цены на топливо выросли в несколько раз. В чем секрет? "Спрос на поездки снизился, и динамика роста заказов значительно уступает приросту активных водителей", – объясняют в пресс-службе сервиса.
Uklon пересматривает базовый тариф регулярно, когда для этого есть рыночные условия (в частности, стоимость топлива), сообщили в компании: "Есть населенные пункты, где базовый тариф поднимали в два-три этапа, чтобы не спровоцировать отказ от услуг драйверов. Ведь для большинства водителей Uklon стал местом основного заработка".
При этом Uklon использует систему коэффициентов, например, перед комендантским часом, когда количество желающих совершить поездку увеличивается – водитель может взять заказ по двойному тарифу.
Как сервисы преодолевают топливный кризис
Чтобы преодолеть дефицит топлива, водители Uber могут использовать программу лояльности Yaskrava, интегрированную в приложение Uber и продолжающую функционировать, несмотря на военные действия в Украине, сообщили в пресс-службе компании.
С начала вторжения в рамках программы закупили более 40 000 литров горючего, которое бесплатно предоставили более тысячи водителям Uber.
У Bolt и Uklon к массовым закупкам горючего не прибегали, при этом сократили процент комиссии за пользование сервисами для водителей. Оба сервиса с первых дней войны отменили комиссию полностью. Впоследствии восстановили его в большинстве городов. До сих пор "нулевая" комиссия по заказам остается в горячих точках – все средства от поездки получает непосредственно водитель.
Одним из последствий топливного кризиса стало более активное вовлечение в сервис водителей электромобилей, рассказывает руководитель направления заказа поездок компании Bolt:
"Они стали проводить больше времени в нашем приложении. Соответственно, за последние недели, количество заказов в категории Green выросло примерно вдвое. Хотя в общей доле поездок на нашей платформе эта категория все еще не столь значительна".
Bolt работает над стимулированием прихода на платформу большего количества водителей авто с электродвигателями и активно развивает сервис по аренде электросамокатов, говорит Павлик.
В Uklon пока не видят необходимости дополнительно специально стимулировать своих водителей использовать электрокары или переводить авто на газ, ведь динамика возврата водителей больше, чем пассажиров:
"К тому же ситуация с горючим в городах ежедневно улучшается, и даже тот дефицит горючего, который есть сейчас, – не влияет на объем поездок", – объясняют в пресс-службе сервиса.