Бизнес на такси считается одним из самых прибыльных в мире. Предприниматели всех стран ежегодно открывают тысячи служб такси. Особенно «таксобизнес» успешен в больших городах и промышленных центрах. И Украина в этом плане не промах – посчитать точное количество всех отечественных служб такси что-то из разряда фантастики – в одном только Киеве зарегистрировано больше 100 фирм по предоставлению таксомоторных перевозок. В том, как устроен украинский рынок такси и чего можно ожидать от таксистов.
Легализация рынка такси: кто выиграет, а кто – проиграет?
Проблемой легализации украинского рынка такси уже давно заинтересовались отечественные власти. Согласно официальным экспертным оценкам, сегодня в тени находится около 80% всего «таксобизнеса», и это явление в государственных масштабах стало настоящей проблемой. Естественное недовольство недополучением средств в госказну подпитывается и негативом с другой стороны: эксперты уверяют, что деятельность нелегальных «таксистов-грачей» опасна для самих пассажиров, ведь в случае аварийной ситуации они не будут защищены – никто не отвечает за безопасность перевозки.
Некоторые попытки легализировать сеть украинского такси разбивались о стену неудач, другие же – шагнули в область возможной реализации. Так, в Минифраструктуры инициировали разработку закона о легализации деятельности отечественных служб такси. Согласно будущему нововведению, таксистов обяжут обзавестись таксометрами и тремя видами специальных карточек (аналоги разрешительной лицензии). В случае отсутствия счетчика или его «бездеятельности» в присутствии пассажира - новый закон предусматривает оплату штрафа, который, по словам председателя Профсоюза таксистов Украины Василия Попика, составит 1700 гривен.
Таксисты такую нерадостную перспективу критикуют и уже начали пугать украинцев, мол, тарифы с таким законом значительно вырастут, да и процесс вызова такси усложнится. Кстати, о сложностях: их связывают с вышеупомянутыми карточками, которых планируется ввести три вида: для водителя, для водителя на специальные заказы, вроде обслуживания свадеб, и для диспетчерских служб. Таксисты утверждают, что утвержденная сумма за получение одной карточки (1004 гривен – авт.) завышена, да и не все смогут сразу заплатить за все три новых вида лицензии.
Что же касается повышения тарифов, то и эта перспектива входит в круг подводных камней закона. Как отмечают эксперты, легализация рынка такси сможет снизить число самих таксистов - не все пожелают вносить средства в госказну. И такое положение дел может увеличить цену услуг, от чего пострадают и таксисты, и пассажиры – последним придется навсегда забыть и о без того недешевом средстве передвижения.
Быть новому закону или нет - покажет время, а таксисты, пока власть переживает за государственный бюджет и безопасность пассажиров, пекутся об одном – своем заработке, ведь и они, как говорится, тоже люди, настоящие трудяги с семьями и тысячами своих проблем.
«Я знаю, как это будет: просто увеличится количество взяток гаишникам, которые будут проверять наличие счетчиков в машинах, да и все. Ничего этот закон не даст, просто мы начнем зарабатывать по пять копеек в месяц, люди вообще перестанут работать в службах такси и начнут тупо «грачевать». Кто от этого выиграет, мне непонятно», - рассказал Владимир, официально работающий таксист одной из столичных служб такси.
Кроме этого, мужчина заметил, что уже сейчас, работая официально, платит налоги и зарабатывать еще меньше, чем сейчас, просто не готов.
«У меня уже двое детей и жена беременна третьим. Пока работаю так, вроде, денег хватает, но на меньше не готов, а с нас, чувствую, будут нитки вить», - сокрушался таксист.
Другие же люди, стоящие на стороне таксистов, считают, что недовольство легализацией отечественного рынка таксомоторных перевозок – это единичные случаи, и от закона будет больше пользы, чем вреда. Так, в марте 2012 года с легкой подачи инициативных бизнесменов и простых таксистов была организована Украинская таксомоторная организация, задачей которой является контроль качества и отслеживание прозрачности рынка такси.
Одним из инициаторов создания сообщества является экс-министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко. По его мнению, выведение рынка на чистую воду выгодно всем сторонам: пассажиры будут в безопасности во время перевозок, а водители получат достойные заработные платы и возможность быть защищенными, согласно трудовому кодексу страны, плюс ко всему от нововведения будет подпитываться бюджет.
«Наладить таксомоторную деятельность поможет только принятие специального закона. Я останавливаюсь только на цифрах, которые получит страна в результате целостной легализации таксомоторного бизнеса. Итак, в этом бизнесе сейчас циркулирует около 20 млрд гривен, примерно 200 тыс., а я думаю - 300 тыс. человек, которые смогут отдавать 500 млн гривен ежегодного налога и еще 900 млн налогов в соцфонды», - рассказал Червоненко.
Уловки таксистов: как не заплатить за воздух?
Проблема легализации украинского рынка такси, а также позиция самих таксистов по этому поводу ясна, как день: люди будут работать и поддержат любую законодательную инициативу власти, если это не коснется их финансового положения, а точнее – не уменьшит его. К слову, столичный таксист, работающий официально, в среднем зарабатывает около 5000 гривен в месяц, а так называемые «грачи» ежемесячно могут получать и по 7-8 тыс. гривен. Суммы немаленькие и за этот доход «повелители руля» готовы бороться до последнего.
Кстати, о борьбе. Пассажиры, со своей стороны, тоже готовы бороться, но не за заработок таксистов, а за свою сохранность и оправданность стоимости поездки. В последнее время украинцы особенно часто стали жаловаться на то, что водители без причины повышают тарифы, когда пассажир уже находится в салоне авто и даже не подозревает об изменении цены проезда.
«Я часто пользуют услугами такси. Всегда заказывают машину через службу, «с руки» не ловлю, но в последнее время все чаще ощущаю необходимость покупки собственного автомобиля – таксисты неоправданно повышают цены за проезд. Например, недавно совсем вызвала такси, пришла смс, что машина будет через 15 минут, а водитель набрал сразу же, но я не была готова спуститься и, руководствуясь наличием сообщения, подтверждающего точное время прибытия таксиста, продолжила собираться. Спустилась ровно через 15 минут, а когда мы прибыли на место, то таксист потребовал компенсацию за простой. Пришлось заплатить непонятно за что, так как мужчина буквально устроил истерику, было жутко неприятно и тариф повысился на 10 гривен. Больше услугами той службой я не пользуюсь», - рассказала киевлянка Виктория.
Другая жительница Киева попалась на еще более неприятную уловку – девушку привезли не по адресу и заставили платить за такси дважды.
«Зимой, в минус 30 таксист меня и мою подругу высадил не на улице Артема, а на Большой Житомирской. Окна были запотевшие, мы сразу не поняли, что не туда приехали, а он так быстро удрал, что и глазом мигнуть не успели. Идти, вроде, недалеко, но было очень холодно и мы стали дозваниваться водителю – он выключил телефон, а диспетчер, после того, как мы прождали около получаса на улице и уже прилично протопали, посоветовала вызвать новое такси, заплатив по новому тарифу. Мы отказались и словили машину «с руки». В итоге, переплатили 25 гривен, но деваться было некуда», - поведала Ольга.
Истории обеих девушек – это лишь крупинка в пустыне, вершина айсберга реальных схем заработка таксистов. И только самим водителям известны все способы «развести» пассажира, да так, чтобы тот и не заметил. О своих «маленьких хитростях» «Обозревателю» рассказал Александр, таксист с 6-летним стажем, ныне работающий «на себя».
«Вариантов подзаработки у таксистов хоть отбавляй. Есть легальные способы, например, можно подружиться с диспетчером или взять его в долю, чтобы получать хорошие заказы. Скажем, есть заказ в аэропорт «Борисполь», тебе его отдают «по блату», а ты потом гривен 20 с заказа в карман диспетчеру кладешь и себе больше, чем с обычного вызова забираешь», - рассказал Александр.
Таксист также убедил, что плата за простой (ожидание) или накручивание цены за проезд, вроде, хотите поехать по этому мосту, а не по этому (хоть километраж и одинаковый) – тогда платите больше – это ничего, в сравнении с тем, как таксисты зарабатывают на любителях ночной жизни или просто людях в одурманенном состоянии.
«Есть такая каста таксистов, выходящих работать только ночью. Я их называю чистильщики. Вот кто действительно «косит», а не подтягивается на каких-то мелочах, вроде простоя. Таксисты, работающие ночью, грабят пьяных пассажиров. Особенно страдает молодежь, возвращающаяся с ночных клубов. Причем схем тут может быть масса. Например, говоришь клиенту, что он не заплатил и тот платит два, три, а, может, и четыре раза. Или клиент просто засыпает в машине, а просыпается без вещей, причем часто водители привозят человека по адресу, а когда тот замечает пропажу кошелька и мобильного, сочувствуют и отпускаю домой «просто так». Знаю много людей, которые таким занимаются. Зарабатывают, как повезет. Бывало, что за ночь могут «насобирать» 10-20 тыс. гривен – пару айфонов и айпадов и вечер удался», - акцентировал водитель такси.
Что ж, пассажиру для своей же безопасности следует обращаться только в службы такси, избегая сомнительных «грачующих». Кроме этого, украинцам неплохо было бы знать, что за простой платят либо с 6-й минуты ожидания, либо с 11-й, а увеличение тарифа может меняться только в случае изменения километража, а право хотеть ехать другой дорогой на такое же расстояние у клиента есть всегда. Что же касается таксистов, то и их можно понять – отношение отношением, а семьи и жены от подпитки госбюджета или экономии в кошельке пассажира меньше есть не захотят. В общем, каждый выживает, как умеет, но оставаться человеком стоит всегда, независимо от того, с какой стороны от руля вы оказались.
Средние тарифы на услуги такси в Киеве:
Проезд по Киеву 2-3 грн. за 1 км
Минимальный тариф (до 7 км) 25-27 грн.
Проезд за Киевом 4 грн. за 1 км
Драйвер + обратная дорога 80 грн. за час
Грузовые автомобили 100 грн. за час + подача 50 грн.
Плата за ожидание после 6-й минуты 0,50 грн. за каждую минуту ожидания после 6-й минуты. Обозреватель