Таксисты и «бомбилы»: кто кого?Был вечер. Поезд прибывал поздно. Оставив «жигулёнок» на стоянке, дед пошёл на перрон встречать внучку. Вернувшись, обнаружил, что у машины пробиты все четыре колеса. Хулиганы? Нет, нелегальные таксисты - «бомбилы». Так они борются с конкурентами. Иногда совершая такие вот «промахи».

Пасть порвут, колёса проколют

А вот Павел Фёдорович - таксист легальный и со стажем.
В его немолодой машинке и рация есть, и счётчик, и «шашечки», разумеется.

- Подъехал я как-то на железнодорожный вокзал Симферополя за клиентами, - рассказывает он. - Стою, значит, жду, когда подойдут. Но вместо клиентов ко мне «подрулили» крепкие парни. Мол, чего ты, старый, тут стоишь, людей наших собираешь? Попросили «шашечки» снять, а потом и вовсе пригрозили, чтобы не совался, а то себе дороже. Теперь стараюсь не соваться, у них, видать, на это «хлебное» место права с потрохами куплены.

Стоять возле железнодорожного вокзала имеют право только «свои». Они оплачивают определённый процент «какой-то фирме», которая контролирует порядок и очерёдность. Что за «фирма», сколько таксисты ей платят и как попасть в элиту - извозчики-нелегалы отвечать отказываются наотрез. При виде диктофона тут же замолкают или предлагают прогуляться в другом месте. Однако в разговоре, не стесняясь, ругают «левых»:

- Залётные подъезжают и отбивают наших клиентов! Недавно одному такому тут «шашечки» разбили. А есть ещё, которые прямо на перроне клиентов наших отлавливают. Мы их «шурум-бурум» называем. Тоже боремся с ними.

- А почему клиенты «ваши»? - спрашиваю. - У нас же рыночные отношения, свободная конкуренция...

- Мы за место платим. Очередь соблюдаем, - отвечает «карпала». - И вообще я тут несколько лет стою.

Наивно интересуюсь, кому «свои» платят и почему он тут стоит? Бесполезно. Отворачивается, сделав вид, что в упор не видит. Но ясно одно простое правило: не хочешь кататься на «ободах» и с разбитыми стёклами? Не хочешь без зубов остаться? Не лезь! Порядок суров. Не вчера он установлен и не завтра прекратится.

- Мне невыгодно регистрироваться, - говорит другой «карпала» (уже знакомый, а потому более любезный). - Те, кто работают через кассу, платят процент с каждой поездки. У них своя очередь, и бывает так, что не каждый получает клиента. А после сезона вообще смысла нет так работать: либо простаивать, либо надо самому искать клиента и договариваться с ним. Зачем регистрировать деятельность? Мы, как и раньше, платим за то, что тут работаем, но кому, сами не знаем. Даже чья это земля, нам не говорят. А так берём клиента, при выезде с парковки платим «директору шлагбаума» и уезжаем себе на все четыре стороны.

- Не знаю, кто как, но мы работаем легально, - рассказывает в свою очередь таксист Роман. -
И нам на вокзале даже опасно появляться. «Бомбилы» пацанов-малолеток подговаривают: мол, докажи, что мужик, проколи шины. Мы обращаемся в милицию, но толку нет. Там только и отвечают: мол, по факту заявления была проведена проверка. Лица, совершившие нарушение, не были установлены. Да чего рассказывать?! Ты в любую шиномонтажку зайди, там расскажут, сколько в день к ним «на ободах» приезжают! Расскажут, где и с кем чаще всего такие «казусы» происходят. Нелегальные таксисты мешают легальным перевозчикам работать. И никто с этим не борется.


Бой с тенью

- Конечно, проблема есть, мы её не замалчиваем, - комментирует ситуацию председатель Рес-публиканского комитета АРК по транспорту и связи Николай Черевков. - Мы с ней пытаемся бороться. А недавно и прокурор АРК провёл специальное заседание, посвящённое этому вопросу. По инициативе премьер-министра Крыма во всех городах полуострова созданы специальные комиссии, которые проводят рейды.

По словам Черевкова, очень сложно отличить «нелегала» от легального таксиста. «И никому не запрещено получить лицензию и спокойно работать». Но «пока есть спрос на «бомбил», будут и предложения».

Сложно не согласиться. К примеру, из года в год железнодорожный вокзал Симферополя с прилегающими территориями пытаются «зачистить» от частных маршрутных автобусов, нелегально курсирующих на междугородных направлениях. Ближе к курортному сезону создаются специальные «группы захвата» из сотрудников ГАИ, Рескома по транспорту и связи АРК, Госинспекции на автотранспорте и налоговой службы. И всё без толку.

Наша газета не раз писала, как воюют с «бомбилами» власти автономии. Они стараются сформировать удобные условия для легализации работы таксистов: были созданы диспетчерские пункты такси, с водителями заключались договоры. Кто хотел, смог получить лицензию на перевозку пассажиров. Однако тех, кто занимается нелегальной предпринимательской деятельностью, всё ещё великое множество. Поймать их за руку практически невозможно. Наверное, это под силу только налоговикам, поскольку именно эта структура пресекает нелегальную коммерцию. Но силы, видать, пока маловато.

Увы, по существующему законодательству правоохранители и прочие контролирующие органы пока не могут наказывать «нелегалов» за незаконную перевозку пассажиров в легковом авто без разрешительных документов (должны работать только с зарегистрированными хозяйствующими субъектами). Ну а «шашечки» может купить любой. Это законом не возбраняется. Инспекторам же в ответ на требование предъявить документы, подтверждающие право заниматься извозом, можно ответить, что, мол, не таксист я вовсе, а «шашечки» для красоты поставил.

«Теневые» таксисты составляют ощутимую конкуренцию официальным службам такси, которые и налоги платят, и зарплату показывают не в «конверте», а потому оказываются в проигрыше. Для «нелегалов» таксование - это зачастую возможность подработать в отличие от тех, для кого работа в такси - единственный источник дохода. К слову, тарифная политика «нелегалов» существенно отличается, причём не в лучшую для потребителя сторону.

Уже не первый год на Украине предпринимаются попытки реформировать работу такси. Основная проблема, которая стоит перед участниками рынка (и перед отдельными таксистами, и перед собственниками компаний, занимающихся пассажирским извозом), - отсутствие единых правил игры и «своей» законодательной базы, которая удовлетворяла бы интересы большинства перевозчиков и потребителей и соответствовала бы международным стандартам. Ну а сегодняшние нормы украинского законодательства не предусматривают обязанность таксистов покупать лицензию, поскольку в соответствии с Законом Украины «О транспорте» лицензия нужна только для внутренних перевозок, под которыми понимают перевозки из одного населённого пункта в другой. Это означает, что любой автомобилист практически безнаказанно может заниматься извозом. И кто кого? Вопрос открытый, риторический. Крымская Правда. Ирина КОВАЛЁВА.