Всё для пассажира: необычные автомобили-такси из СССР, Франции, США и Англии

Сегодня на автомобили-такси уже никто не обращает внимания. Ну такси и есть такси – обычная серийная легковушка с «шашечками» или каким-нибудь брендом агрегатора на весь борт.

Но в долгой истории этих машин существовало множество невероятных и удивительных такси специальных конструкций, предлагавших пассажирам максимальное удобство и безопасность, а также лёгкое размещение багажа.

В Советском Союзе такси существовало с 1925 года. Поначалу это были иностранные легковушки, а после войны их основой без особых изменений становились практически все легковые машины – от хрупких Москвичей до представительских ЗИС-110, выполнявших междугородные рейсы.

Прекрасно сохранившийся Москвич-407Т, работавший в таксомоторной системе Ленинграда

Прекрасно сохранившийся Москвич-407Т, работавший в таксомоторной системе Ленинграда

Президентский лимузин ЗИС-110 мог возить товарища Сталина и простых советских людей

Президентский лимузин ЗИС-110 мог возить товарища Сталина и простых советских людей

О них уже много сказано и написано, поэтому перейдем к такси-уникам.

Конкурс такси вместо войны

3 мая 1945 года, когда ещё не отгремели залпы Второй мировой, в Париже состоялся конкурс городских такси, над которыми энтузиасты тайно работали в военное время. Там были представлены работоспособные машины и макетные образцы, выполненные по редкой в те годы вагонной компоновке с продвинутым вперед двигателем, почти круговой обзорностью, распашными или сдвижными дверями пассажирских салонов.

Самый красивый участник конкурса — шестиместный вагончик Guilloré с металлическим кузовом и съемной крышей

Самый красивый участник конкурса — шестиместный вагончик Guilloré с металлическим кузовом и съемной крышей

Машина Escoffier инженера Жана Руссо со сдвижными дверями и съемной прозрачной крышей развивала 70 км/ч

Машина Escoffier инженера Жана Руссо со сдвижными дверями и съемной прозрачной крышей развивала 70 км/ч

Такая компоновка позволила создать компактные обтекаемые кузова увеличенной высоты с вместимостью до шести человек с багажом. Для сокращения массы на ряде машин применяли алюминий, лёгкие сплавы, пластиковые детали и панели.

Наиболее перспективным комиссия признала лёгкое и экономичное такси фирмы CGV (Compagnie Générale des Voitures) с алюминиевым кузовом, однолитровым моторчиком и трёхступенчатой коробкой передач, расходовавшее всего семь литров бензина на 100 километров.

Компактный вагончик CGV с распашными дверями весил 570 килограммов и расходовал семь литров бензина на 100 км

Компактный вагончик CGV с распашными дверями весил 570 килограммов и расходовал семь литров бензина на 100 км

Звание самого революционного получил переднеприводный образец с отдельным салоном на трех-четырех пассажиров. Под полом кабины водителя помещался горизонтальный двухцилиндровый моторчик с трансмиссией. Для размещения багажа служили места рядом с водителем, у перегородки в салоне и в открытом кофре позади кузова.

 Такси инженера Пьера Швоба уникальной компоновки с огороженным задним отсеком для «запаски» и пары чемоданов

Такси инженера Пьера Швоба уникальной компоновки с огороженным задним отсеком для «запаски» и пары чемоданов

Единственное такси Америки​

Эта статья стала удачным поводом, чтобы рассказать об уникальных такси Checker («Чеккер»), которые выпускались, возили пассажиров и снимались в крутых боевиках только в Соединенных Штатах. Они считались олицетворением солидных, просторных, удобных и самых популярных такси Америки, которые уже в 1960-е стояли во главе всего таксомоторного бизнеса США.

 В начале 50-х самым привлекательным такси Америки считался двухцветный седан Checker А6. 1953–1954 гг.

 В начале 50-х самым привлекательным такси Америки считался двухцветный седан Checker А6. 1953–1954 гг.

Истоки фирмы Checker ведут в Смоленск, где родился и изучал ремесло портного будущий крутой бизнесмен Морис Маркин. В 19 лет он эмигрировал в Америку, не зная ни слова по-английски, но был твердо уверен, что ему повезёт. И действительно, в 1921 году Маркину удалось по случаю приобрести обанкротившееся кузовное производство, переименованное в Markin Automobile Body. Затем он прикупил таксомоторную фирму Checker Taxi и переехал с ней в городок Каламазу, штат Мичиган. Там он основал корпорацию Checker Motors Corporation, которая уже в 1922-м выпускала простейшие такси марки Checker, в переводе «шахматная доска».

Как исключение лучший в США автомобиль-такси Checker возил VIP-персон по лазурному берегу Франции

Как исключение лучший в США автомобиль-такси Checker возил VIP-персон по лазурному берегу Франции

По окончании Второй мировой войны в течение 37 лет Checker специализировался на выпуске массивных, прочных и простых седанов-такси. Почти всё это время на них монтировали шестицилиндровые двигатели Continental Red Seal образца 1939 года, механическую трёхступенчатую коробку передач, переднюю независимую подвеску и лонжеронную раму с Х-образной поперечиной.

За неполные 20 лет выпуска такси Checker A11 конструкция его шасси практически не изменилась

Многочисленные собственные кузова, вмещавшие до восьми человек, имели яркую окраску, светящиеся фонари с надписью Taxi и оригинальные орнаменты из черно-белых шахматных лент («шашечек») на боковинах и на крыше.

Не отличавшийся особой элегантностью первый послевоенный автомобиль-такси Checker А2. 1948 год

Не отличавшийся особой элегантностью первый послевоенный автомобиль-такси Checker А2. 1948 год

В 1947-м первую послевоенную «тройку» возглавила 80-сильная модель А2 с задним трёхместным сиденьем и старомодной внешностью с огромными «надутыми» крыльями, к которой до середины 1950-х подсоединились версии А4 и А6 с разными облицовками передка.

Более строгое послевоенное такси Checker А4 с новой передней облицовкой и колёсной базой в 3,2 метра. 1950–1952 гг.

Более строгое послевоенное такси Checker А4 с новой передней облицовкой и колёсной базой в 3,2 метра. 1950–1952 гг.

В 1956-м появилась переходная модель А8 со спрямлёнными формами и витиеватой облицовкой, на которой, помимо базового мотора, применялся вариант с верхнеклапанной головкой блока, позволивший довести мощность до 96 сил.

Яркий и броский Checker А8, послуживший основой будущих лучших в Америке такси. 1956–1958 гг.

Яркий и броский Checker А8, послуживший основой будущих лучших в Америке такси. 1956–1958 гг.

Её прямой наследник А9 в конце 50-х продемонстрировал новый упрощенный и слегка громоздкий стиль «Чеккера»: массивный кузов понтонного типа с тремя рядами сидений, скромная облицовка радиатора и две пары круглых фар.

Пятиметровое такси А9 достигало скорости 120 км/ч и расходовало до 18 литров бензина на 100 км. 1959–1963 гг.

Пятиметровое такси А9 достигало скорости 120 км/ч и расходовало до 18 литров бензина на 100 км. 1959–1963 гг.

Типично американская трёхрядная планировка салона такси А9 для семи пассажиров и водителя. 1960 год.

Типично американская трёхрядная планировка салона такси А9 для семи пассажиров и водителя. 1960 год.

Другими новинками стало увеличение мощности верхнеклапанного мотора до 122 л.с. и применение гидромеханической трансмиссии компании Borg-Warner. Эта конструкция и стиль почти без изменений сохранялись в течение 25 лет.

В 1963-м начался выпуск самого известного американского такси Checker А11, прервавшего относительно спокойную жизнь фирмы. Началось с того, что через год был прекращен выпуск мотора Red Seal, но из оставшихся деталей было решено продолжать его сборку, доведя мощность до 140 сил.

 Вот оно, «лучшее такси Америки» – Checker А11 первого выпуска с хромированными бамперами. 1963–1974 гг.

Вот оно, «лучшее такси Америки» – Checker А11 первого выпуска с хромированными бамперами. 1963–1974 гг.

Все последующие годы «Чеккер» занимался поисками новых мощных и экономичных силовых агрегатов, а вовсе не модернизацией быстро устаревавшей неповоротливой и неэкономичной, но крайне популярной машины.

В разные отрезки времени компании Checker и Chevrolet предлагали для такси А11 несколько версий рядных и V-образных агрегатов мощностью до 300 сил. С 1970-го применялась автоматическая трансмиссия корпорации General Motors. К другим новинкам относились передние дисковые тормоза, широкие алюминиевые бамперы, ремни безопасности и телескопическая рулевая колонка.

 Checker А11 позднего выпуска с упрощенными и более прочными бамперами из крашеного алюминия. 1975–1982 гг.

Checker А11 позднего выпуска с упрощенными и более прочными бамперами из крашеного алюминия. 1975–1982 гг.

Все эти усилия не спасли Checker: последняя машина этой марки сошла с конвейера в 1982-м.

Классика жанра непобедима: такси Великобритании

В послевоенной стране туманного Альбиона потихоньку велись работы по созданию новых такси-кэбов, полностью удовлетворявших самые нелепые требования пассажиров, нравы и обычаи островитян. Это были достаточно крупные машины черного цвета с высокими кузовами, позволявшими стоять в полный рост, задними мягкими креслами, двумя складными местами (страпонтенами) на перегородке и открытым отсеком для багажа, который перевозили буквально «на семи ветрах». К технологическим традициям относили ставку на покупные агрегаты, сборку одинаковых машин на разных фирмах и надпись Taxi над лобовым стеклом вместо привычных «шашечек».

 Послевоенное чёрное лондонское такси Austin FX3 с традиционным открытым багажником

Послевоенное чёрное лондонское такси Austin FX3 с традиционным открытым багажником

В 1947 году первой ласточкой стал старомодный автомобиль-такси Wolseley Oxford с верхнеклапанным 55-сильным мотором и цельнометаллическим кузовом с открытым левым проёмом для багажа и таксометра.

Первый послевоенный автомобиль-такси Wolseley Oxford с ограждённой со всех сторон кабиной водителя

Первый послевоенный автомобиль-такси Wolseley Oxford с ограждённой со всех сторон кабиной водителя

Уже в 1948-м появился наследник Austin FX3 с 67-сильным двигателем и цельнометаллическим кузовом компании Carbodies, выпускавшийся с четырьмя распашными дверями, с левыми сдвижными или полностью открытыми багажными отделениями взамен дверей. В опытном порядке на нём монтировали тракторный дизель и автоматическую коробку передач. Машин FX3 было собрано свыше 12 тысяч.

Люксовый вариант такси Austin FX3 1952 года из автомобильной коллекции принца Монако Рэнье III

Люксовый вариант такси Austin FX3 1952 года из автомобильной коллекции принца Монако Рэнье III

Салон «королевского» такси FX3 с кожаным сиденьем и подушечками не отличался особым богатством.

Салон «королевского» такси FX3 с кожаным сиденьем и подушечками не отличался особым богатством.

В феврале 1955 года начался выпуск малоизвестного шотландского такси-кэба Beardmore Paramount Mk VII, получавшего моторы от британских легковушек Ford и фирмы Perkins. Его особенностями были высокий обтекаемый и привлекательный алюминиевый кузов на стальном каркасе, рычаг переключения передач на рулевой колонке и таксометр на перегородке.

Особенности такси Beardmore – блестящий кузов и три торчащих из него чемодана.

Особенности такси Beardmore – блестящий кузов и три торчащих из него чемодана.

 Скромный интерьер автомобиля Beardmore Paramount Mk VII со страпонтеном на перегородке.

 Скромный интерьер автомобиля Beardmore Paramount Mk VII со страпонтеном на перегородке.

 В последний раз на нём использовался открытый багажный отсек, на месте которого в 1965-м установили обычную дверь. На трех заводах собрали 650 такси седьмой серии.

Отреставрированный Beardmore Mk VII с пресловутыми чемоданами и таксометром в дверном проёме.

Отреставрированный Beardmore Mk VII с пресловутыми чемоданами и таксометром в дверном проёме.

Следующий автомобиль-такси Austin FX4, с сентября 1958 года массово выпускавшийся компанией British Motor Corporation, превратился в очередной особый символ Лондона и стал своеобразной визитной карточкой британских городов, где их по-прежнему именовали кэбами. В удлиненном кузове фирмы Carbodies размещались два дивана и два откидных места на перегородке. Пространство между ними занимал багаж, а мелкие вещи можно было уложить рядом с водителем.

Оригинальный такси-кэб Austin FX4 развивал скорость 125 км/ч и расходовал до 10 литров топлива, 1962 год.

Оригинальный такси-кэб Austin FX4 развивал скорость 125 км/ч и расходовал до 10 литров топлива, 1962 год.

 На первом варианте стоял прежний бензиновый мотор от модели FX3, новая автоматическая коробка передач Borg-Warner и мягкая пружинная подвеска. Впоследствии их сменили силовые агрегаты и трансмиссии от внедорожников.

Пятиметровый автомобиль-такси Austin FX4 у Букингемского дворца в Лондоне.

Пятиметровый автомобиль-такси Austin FX4 у Букингемского дворца в Лондоне.

В 1982 году британская компания British Leyland, собиравшая такси Austin, передала свои права кузовной компании Carbodies. В результате родилась небольшая промышленная группа London Taxis International (LTI), выпускавшая эти машины под маркой LTI FX4. В общей сложности до 1997 года было собрано 75 тысяч такси серии FX4.

Неизменное такси Austin FX4 с кузовом Carbodies, получившее в 1982 году новую маркировку LTI FX4.

Неизменное такси Austin FX4 с кузовом Carbodies, получившее в 1982 году новую маркировку LTI FX4.

В 1968-1972 годах пассажиров развозил привлекательный такси-кэб Winchester Mk III одноименной фирмы со стеклопластиковым кузовом и подсветкой подножек. На первых порах на нём использовали 60-сильный газовый мотор от легковушки Ford Cortina и дизель Perkins, а на третьей версии установили дизельный вариант от фургонов Ford Transit. Их собрали всего 200 штук.

 Редкое цельнопластиковое такси Winchester Mk III лондонской компании Winchester Automobiles Ltd.

 Редкое цельнопластиковое такси Winchester Mk III лондонской компании Winchester Automobiles Ltd.

 В 1987-м на лондонские улицы вышло приземистое такси Metrocab, которое злые языки прозвали катафалком. Его главной особенностью был пластиковый кузов компании Metropolitan-Cammel-Weymann (MCW) с широкими дверями, приспособленный для перевозки инвалидов в колясках.

Прототип такси Metrocab образца 1987 года в коллекции Транспортного музея в Глазго.

Прототип такси Metrocab образца 1987 года в коллекции Транспортного музея в Глазго.

На нём применяли дизели Ford Transit и Perkins мощностью 75 и 90 сил, механические или автоматические трансмиссии, усилители рулевого управления, дисковые тормоза и безопасную рулевую колонку. «Метрокэб» собирали две фирмы, которые до 2006 года изготовили 4,5 тысячи такси.

Автомобиль-такси Metrocab Mk II c дизелем Toyota и передними дисковыми тормозами. 1997 год.

Автомобиль-такси Metrocab Mk II c дизелем Toyota и передними дисковыми тормозами. 1997 год.

Такси-кэб Metrocab, приобретенный в 1997 году ОАО «Москэб» для обслуживания аэропорта Шереметьево.

Такси-кэб Metrocab, приобретенный в 1997 году ОАО «Москэб» для обслуживания аэропорта Шереметьево.

Обновленный вариант машины Metrocab с шестиместным кузовом и новым силовым агрегатом Ford Transit. 2005 год.

Обновленный вариант машины Metrocab с шестиместным кузовом и новым силовым агрегатом Ford Transit. 2005 год.

В октябре 1997-го на свет появился самый совершенный и привлекательный пятиместный такси-кэб TX1 повышенной комфортности, созданный компанией LTI. Его оснастили 80-сильным дизелем Nissan, четырехпозиционной автоматической коробкой передач и принципиально новым обтекаемым кузовом с широкими дверями и сиденьями. Машина развивала скорость 130 км/ч и расходовала девять литров топлива на 100 километров.

Эффектный лондонский автомобиль-такси LTI TX1 рядом с легендарной телефонной будкой. 1998 год.

Эффектный лондонский автомобиль-такси LTI TX1 рядом с легендарной телефонной будкой. 1998 год.

В 2002–2006 годах в производстве находился вариант TXII (ТХ2) с английским 2,4-литровым дизелем Ford, прежней автоматической трансмиссией или новой механической пятиступенчатой коробкой передач.

 Обновленный такси-кэб XXI века LTI TX2 с новыми чисто британскими силовыми агрегатами. 2005 год

Обновленный такси-кэб XXI века LTI TX2 с новыми чисто британскими силовыми агрегатами. 2005 год.

9052 34

В 2007-м их сменил третий вариант TX4, отличавшийся от предыдущих прямоугольной решеткой радиатора, наличием подфарников и деталями интерьера.

На заглавной фотографии — Самый совершенный, удобный и привлекательный лондонский автомобиль-такси TX4

Источник