В Петербурге прошел II Всероссийский съезд таксистов. Перевозчики озвучили проблемы, которые уже стали общими - штрафы за работу без разрешения, о федеральном законодательстве в сфере такси, о концепции проекта "Основ государственной политики в области таксомоторного обслуживания населения регионов РФ", разработкой которого занимается ассоциация "Национальный совет такси".
Однако очевидно, что правила и схемы, которые применимы к регионам, в Москве и Санкт-Петербурге работают по-другому. Петербургские перевозчики, например, на вопрос о главных проблемах отвечают быстро и четко - законодательство, бомбилы, неотлаженная конкуренция.
Петербург сегодня находится на шестом месте среди субъектов Российской Федерации по количеству выданных с 1 сентября 2011 года разрешений на оказание таксомоторных услуг - в Северной столице их выдано только 6200, втрое меньше, чем в Москве, и вдвое меньше, чем в Ростовской области. По количеству разрешений на 1000 жителей Петербург и вовсе в четвертой десятке из 83 регионов. Всего в России с момента вступления в силу первого федерального закона о такси получили разрешение на ведение своей деятельности 213 184 перевозчика из полутора миллионов действующих таксистов. Фактически 80% российских перевозчиков работают нелегально. И чиновники могут их понять.
- Согласно законодательству в этой сфере, за работу без разрешения нелегальный перевозчик может быть наказан штрафом до пяти тысяч рублей, в то время как в среде легальных таксистов штрафы за нарушения достигают 50 тысяч, - говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель правления ассоциации "Национальный совет такси" Вячеслав Лысаков. - В наших ближайших планах - выведение из тени таких вот бомбил путем повышения штрафов и, возможно, конфискации транспортных средств.
В Петербурге с ними уже по-своему борются. Директор коммерческого департамента "Петербургского такси 068" Виктор Соловьев считает, что важно не количество "пойманных" нелегалов, а число бомбил, которые, зная об угрозе штрафа, не выйдут на дорогу.
- В Европе и Америке, если вы у обочины поднимете руку, обычный частник не остановится, потому что знает, чем это для него чревато. Мы совместно с транспортной полицией провели девять рейдов по отлову нелегалов - есть какой-то сборный пункт, например, Балтийский вокзал, куда съезжаются пойманные нами частники и где их ждет полиция. К этим рейдам присоединилась и ФМС, поскольку многие из них еще и незаконно проживают в стране, - поделился он с корреспондентом "РБГ". - Штрафы, которые им начисляют, незначительны, важнее то, что их лишают транспортного средства до решения суда - это на них действует.
По мнению официальных перевозчиков, получение разрешения на оказание таксомоторных услуг - далеко не главная проблема для таксистов в Петербурге.
Собрать документы и подать их на оформление разрешения в комитет по транспорту не так уж сложно, другое дело, что даже при этом условии рынок такси остается диким - места у вокзалов и аэропорта по-прежнему заняты бомбилами, которые могут назвать любую цену и не гарантируют безопасность своего пассажира.
- Отсутствует инфраструктура - не хватает парковок, "горячие точки" у метро, у Московского и Ладожского вокзалов, в Пулково и рядом с ним заняты нелегалами, идет постоянное состязание легальных перевозчиков с бомбилами, - продолжает Виктор Соловьев.
- У нас такса на проезд строго фиксированная. Да, с бомбилами можно торговаться, и, может быть, вы даже собьете цену до той, которую назвал бы вам официальный перевозчик. Но, садясь в такой автомобиль, вы абсолютно не защищены - вас могут завезти куда угодно и сделать с вами что угодно.
Генеральный директор группы компаний "Такси 6000000" Алексей Эвентов считает, что "в тень" уходят те водители, которые просто неспособны или ленятся соблюдать правила обращения с клиентом, установленные в официальных компаниях: "В концепции "Основ государственной политики в области таксомоторного обслуживания населения", несомненно, есть смысл, но ее еще нужно редактировать. На сегодняшний момент рынок такси совершенно дикий, время покажет, насколько госполитика влияет на нелегалов".
Пока что официальные перевозчики пытаются перетянуть к себе пассажиров, расширяя спектр услуг: с сентября в машинах некоторых перевозчиков благодаря мини-терминалам стала доступна оплата проезда с помощью банковских карт.
Эта совместная разработка банкиров и мобильных операторов также была представлена на II Всероссийском съезде таксистов. Российская газета