Одна из наиболее серьезных проблем российских служб такси – кадровая. В условиях, когда престиж профессии оставляет желать лучшего, заработки – не на высоте, а труд по-прежнему тяжел и опасен, желающих работать в такси не много. Некоторые надежды внушает растущий спрос на услуги перевозчиков, а значит и их заработки. Без них избавиться от «таксистов на час» и обрести желающих работать в этой отрасли профессионалов не удастся.
Жалобы на таксистов, сегодня, увы, не редки. Кому-то нахамили, к кому-то опоздали, или у водителя не нашлось сдачи, поэтому пришлось платить больше, чем нужно. Или же из-за незнания водителем города, долго петляли, пока не нашли нужный адрес. А с жалобами на неаккуратную езду приходится сталкиваться так часто, что и жалобы на нее уже считаются банальными и даже неуместными.
«Таксистом» может быть каждый
Проблемы, с которыми не редко приходится сталкиваться клиентам российских служб такси, – производные дефицита профессионалов, которых не водилось в отрасли с советских времен. По словам директора таксомоторной компании «Салават» из Башкортостана Наталии Недоруевой, у нее работает только двое водителей, бывшие таксистами еще во времена СССР. Есть подозрение, что по сравнению с другими службами, это очень высокий показатель.
«Сегодня в такси берут всех подряд. Даже тех, кто работать не умеет. Сейчас никто не учит работе в такси и водитель всему вынужден учиться, общаясь с коллегами или на собственном опыте. А пока его наберешься… От этого все проблемы, - уверен директор петербургской службы такси «Центр» Дмитрий Губанов. – При этом потребностей в таксистах стало больше, чем в советские времена, а самих таксистов – меньше. Кто-то вообще ушел из этого бизнеса, многие просто состарились, а замены им нет».
В экономике современной России действительно хватает сфер, где можно зарабатывать большие деньги, чем в такси. Времена, когда профессия «таксист» считалась престижной, миновали давно. В советское время эта профессия считалась «денежной». Попасть в ограниченный круг удавалось не всем. Впрочем, тосковать о престиже, которым профессия пользовалась 30-40 лет назад, стоит едва ли. Во многом он был искусственно вызван спецификой советской экономики, строго планирующей, сколько, в какой отрасли должно быть занято человек. Сегодня, когда автомобиль и права есть почти у каждого, работа таксиста кажется не такой уж прибыльной, а значит, и привлекательной.
«Проблема профессиональных кадров усугубляется тем, что в такси до недавнего времени работать в такси шли те, кому деньги нужны прямо сейчас, ведь пассажир платит наличными, и на хлеб с колбасой, или бутылку вечерком, всегда есть, - говорит президент Российско-Американской Академии Бизнеса Такси» Глеб Тихомиров. – Согласно нашим исследованиям большинство людей в такси идут временно, перекрутиться, пока не найдется что-то получше. О том, что они любят свою работу и другой не желают, нам говорили менее 7% водителей такси».
…профессионалом – нет
И все же, несмотря на меньший престиж, права называться уважаемой, эта профессия, безусловно, достойна. Также, кстати, как и денежной. По словам Дмитрия Губанова, водители в Северной столице зарабатывают на своих машинах от 20 до 100 тысяч рублей в месяц. Директор московской компании «Регион-Такси» Роман Пестряков говорит, что в Москве, таксисты при желании могут заработать чуть меньше – 70-80 тысяч рублей в месяц. Но, уже на автомобилях компании, в которой работают.
В небольших городах Московской области зарплаты водителей начинаеются от 25 тысяч рублей. В Салавате, расположенном на юге Башкортостана, – от 25 до 35 тысяч. Заработки, пусть и небольшие, тем не менее, соответствуют среднему доходу в этих местах. Однако, очередь за право работать таксистом, как в провинции, так и в крупных городах, не стоит.
Спрос на специальность даже в Москве не очень большой. По словам Романа Пестрякова, в московских службах такси достаточно большая текучка кадров. «У кого-то сложные семейные ситуации, кому то просто надоело, - делится ситуацией директор «Регион-Такси». – Кто-то звонит и говорит, что больше работать не будет. Кто-то от кого-то слышал, что в такси можно хорошо заработать. Потом по факту они начинают считать, и понимают, что для них машина не расходный материал».
Проблемы возникают не только при наборе водителей, но и диспетчеров. Так, по словам генерального директора компании «Экспресс Такси» из Егорьевска, что в Московской области, Виктора Андреева, ему приходится сталкиваться с плохой обучаемостью сотрудников, причиной которой становится преклонный возраст. «У нас давно – мы работаем с 1991 года – сложился неплохой коллектив, - рассказывает Виктор Андреев. – Люди работают хорошо, нареканий нет. Проблемы в другом, персонал – люди уже в летах. Они не хотят работать на компьютере, им вообще с новинками работать сложно».
Набирать молодых сотрудниц на большие деньги и обучать их за свой счет, у «Экспресс Такси» возможности нет. На рынке появляются новые компании, и ценовая конкуренция среди такси Егорьевска очень высока. «Престиж профессии подорван, заработки невысоки, - комментирует ситуацию Глеб Тихомиров. – Руководителям служб такси остается только брать дело в свои руки и учить сотрудников самостоятельно, а так же создавать условия, чтобы они могли достойно зарабатывать. Делать это надо не смотря на инертность людей и нежелание что-либо менять».
Ученье – заработок
Впрочем, надежда, что постепенно ситуация изменится к лучшему, есть. В том же Егорьевске, востребованность услуг такси растет. По словам Виктора Андреева, совсем недавно его компания была единственным таксомоторным предприятием в городе. Сегодня в Егорьевске работает пять служб такси, в каждой из которых в два-три раза больше автомобилей, чем у «Экспресс Такси». Но Андреев не жалуется. «Ситуация изменилась и в лучшую сторону, - говорит директор «Экспресс Такси». - Водители приходят, конечно, разные. Но люди в такси стали лучше работать и начали зарабатывать. У меня раньше машины простаивали. А сейчас в городе 120 автомобилей, но на каждую из них по три водителя».
Проблемы с обучаемостью сотрудников тоже решаются. Трудности, которые испытывает предприниматель из Егорьевска характерны для всей отрасли. По словам петербуржца Дмитрия Губанова, основная проблема руководителя таксомотроного предприятия сегодня, найти технически грамотного сотрудника.
«Водители, как правило, привыкли всю жизнь работать на рации и очень тяжело воспринимают новые программы, новые технологии, новые методы работы, - жалуется Дмитрий Губанов. – Многие как жили в «прошлом веке» так там и остались. И вытащить их оттуда не просто».
Дело не только в автоматизации, а в подходе к работе вообще. Сегодня она строится иначе, чем 10-20 лет назад. Если, например, заказ принимается на терминале, то нужно быстро прочитать сообщение о нем. Для этого нужно уметь работать со специальным устройством, например, планшетом с андроидом. Все это для подавляющего большинства водителей абсолютно темный лес. «Хотя, те, кто понял, что, используя все новое, можно заработать больше, прекрасно этому обучаются, - говорит Дмитрий Губанов. – Потом идет «вторая волна» – учатся те, кто смотрит на этих «первопроходцев». Они тоже потихоньку начинают к этому склоняться. Так что процесс идет. Хотя и небыстро». Гипер-Пресс