Елена Чигрин поговорила с Виталием Дятленко, СТО ИТ-компании Uklon. Во многих городах не- «миллионниках» с населением до 200 000 человек таких онлайн-сервисов достаточно мало, поэтому мы сейчас активно расширяем географию продукта по всей Украине и заходим в города меньше, чем Киев, Харьков, Днепр.
Считаете ли вы рынок онлайн-сервисов и услуг заполненным? Хватает там конкурентов или наоборот - не с кем конкурировать?
Если говорить о сервисах райдхейлинга, то эта ниша еще не заполнена. Конкуренция достаточно высока, но пока еще большой сегмент приема заказов по телефону (не онлайн - прим. редактора), есть куда двигаться и забирать эту долю. Важно сказать, что этот сегмент рынка связан с распространением мобильной связи в регионах. Кроме того, надо понимать, что даже с нашей географией (сервиса Uklon) есть куда расширяться. Во многих городах не- "миллионниках" с населением до 200 000 человек таких онлайн-сервисов достаточно мало, поэтому мы сейчас активно расширяем географию продукта по всей Украине и заходим в города меньше, чем Киев, Харьков, Днепр. Локальная конкуренция там довольно низкая, в определенных регионах есть местные игроки рынка, но мы со своим продуктом, хорошей экспертностью и пониманием рынка в принципе можем успешно на эти рынки заходить.
Если брать картографию как сервис, то мы не можем говорить, что пытаемся конкурировать с Google Maps, потому что мы развиваем эти продукты для наших внутренних сервисов. Это очень сильно вплетено в ДНК наших райдерських и драйверских продуктов. Расширяя качество и географию наших сервисов, мы так или иначе улучшаем качество тех же Google Maps. Потому что мы достаточно быстро даем обратную связь от наших клиентов: например, если нет на картах домов, новостроек каких-то и т.д., мы это достаточно быстро добавляем. Со своей стороны, клиенты потом дают этот фидбэк другим сервисам и они тоже подтягивают эту информацию. Но что касается оперативности и скорости реакции, мы очень много сил и времени инвестируем в то, чтобы быть в тонусе.
Кроме райдхейлинга, нам есть куда развиваться в сегменте доставки: там огромное поле для развития, начиная от габаритных продуктов, которые доставляются, и до возможных расстояний доставки. Сегодня мы рассматриваем варианты дать опцию междугородних поездок клиентам, так почему не дать возможность сделать доставку чего-то например? У доставки большой потенциал, особенно в период локдауна.
Вы часто попадаете в различные списки молодых бизнесменов, молодых стартаперов, «30 до 30» и др. У вас есть советы для молодых стартаперов?
Я думаю, если молодежь хочет начинать для себя историю в бизнесе, нужно прежде всего верить в себя. Если ты в свой продукт не веришь, ты никому не сможешь его продать, не найдешь партнеров.
Конечно, идея - очень важная составляющая. Но это лишь часть. Вокруг идеи надо строить команду, которая потом поможет воплощать эту идею в жизнь. Поэтому от того, насколько ты «заряженный» идеей и показываешь всей своей команде и людям, как ты относишься к продукту, многое зависит.
А вопрос инвестиций какое место занимает для стартапера? Как вообще найти их - инвестиции?
Прекрасно, когда ты можешь привлечь собственные деньги. Вообще, чем позже ты берешь чьи-то деньги, тем больше у тебя спектр для развития и ошибок. Потому что когда ты берешь чужие деньги - история меняется. Где брать деньги - вариантов много. Если повезет, на нужном этапе ты найдешь хорошего партнера, который поверит в твою идею и поможет тебе на старте.
В начале создания и развития Uklon у вас было четыре соучредителя, и сейчас это неизменная команда фаундеров?
Идея была реализована маленьким кругом людей и некоторое время разработки сервиса - мы не расширяли команду. Как только мы увидели потенциал, команда начала расширяться. Сначала никто не набирал команды необдуманно.
У вас четкое разделение того, кто за что отвечает?
Да. Я за идею и разработки, Сергей Смусь занимается операционной деятельностью. За финансы отвечает Виктория Дубровская, СЕО стал Дмитрий Дубровский. Все мы занимаемся разными направлениями, а потому дополняем друг друга.
Недавно один из украинский социологических опросов показал интересную тенденцию: 80% украинцев хотят иметь собственный бизнес и не работать "по найму". Что вы об этом думаете?
Мне такая тенденция кажется положительной, так как в перспективе это может повысить и качество, и разнообразие, и стоимость услуг. К тому же, когда люди изнутри видят, как работает тот или иной бизнес, они гораздо больше сил инвестируют в развитие собственного продукта, в его улучшение.
Но, с другой стороны, это не всем нужно. Бизнес - это не так легко, не всем это по своей природе подходит. Только ты берешь на себя ответственность за свой продукт - это история, которой нужно отдаваться на 100%. Но я считаю, что тенденция правильная.
Сколько сегодня людей в команде Uklon?
Сейчас у нас более 300 человек, половина из которых - это разработчики.
Какие опции для клиентов вы предложите в ближайшее время?
Сегодня у нас активно внедряется программа лояльности для постоянных клиентов. Кроме B2C-сегмента, мы активно работаем в B2B-сегменте, развиваем партнерство с HoReCa и ритейлом. Также мы активно улучшаем наши внутренние картографические сервисы и сервисы, которые лучше распределять заказы - как перевозки, так и сервисы доставки.
Один из ключевых показателей для нашего сервиса - это время подачи авто. Мы очень много инвестируем в разработку различных алгоритмов, чтобы правильная машина подавалась клиенту в кратчайшие время. Так водитель зможет заработать максимально, а клиент будет ждать минимум времени.
Что нужно, чтобы максимально быстро подавалось авто, например за 1 минуту?
Мы идем к этому, нам нужно еще немного времени. У нас среднее время ожидания, например, в Киеве это до 6 минут. Это не очень долго, но есть над чем работать.
Какие технологии высчитывают время подачи авто, как рассчитывается стоимость проезда?
Это не один алгоритм, а целый спектр в зависимости от команд, которые мы используем. Если говорить о ценообразовании, то это базовые программы, которые вычисляют сколько гривен стоит один километр, а поверх всех базовых еще программы искусственного интеллекта, которые учитывают совокупность факторов, влияющих на ситуацию прямо сейчас: начиная от пробок на дорогах, количества свободных машин, спрос среди клиентов, погоду и заканчивая сезонностью и временем суток.
В то же время у нас есть такая уникальная опция, как возможность поторговаться: устанавливаем рекомендованную стоимость, но вы можете потянуть наш "ползунок" в приложении: тогда стоимость проезда будет ниже, но придется некоторое время подождать.
Какое внимание Uklon уделяет защите персональных данных клиентов?
У нас есть такая процедура, как обработка инициативы. На этом этапе у нас всегда привлечены специалисты из отдела безопасности, которые вносят рекомендации, на что обратить внимание и что изменить, чтобы все данные наших клиентов никуда не "сбежали". Все, что касается паролей, мы сохраняем, конечно, в зашифрованном виде. Если говорить о платежных картах, то мы не храним данные карточек. Мы используем сертифицированные финкомпании, которые имеют лицензию на законное право хранить и обрабатывать данные карточек.
Нужны ли технологии каждому бизнесу?
Какие-то спектры любого бизнеса должны быть цифровыми. Мы же не будем сегодня использовать ручные счеты, например. Но все аспекты и для всех бизнесов заменить технологиями не получится, ну и бездумно не надо этого делать. Хотя какие-то отдельные спектры надо технологизировать. По меньшей мере для того, чтобы избежать ошибок и человеческого фактора.
Для нашей компании технологии - возможность постоянно меняться и развиваться. Для меня - неотъемлемая часть жизни.
Три приложения, без которых вы не представляете свой день?
Gmail, Asana, Slack, Календарь. И Uklon, конечно :)