Около года назад стало известно, что сервис такси Didi планирует запуск в Украине. Впоследствии это подтвердилось размещением первой вакансии. Однако уже февраль 2022 года, а сервис так и не запустился. Почему в Украине не появился еще один сервис такси.
План на запуск
Didi – китайский сервис, где у него основная аудитория. В 2020 году сервис начал экспансию в постсоветские страны с планом запуститься в Украине и других странах Центрально-Восточной Европы. Первыми стали Россия (ноябрь 2020 года) и Казахстан (май 2021 года).
В 2021 году в Украине стали собирать команду и даже открыли под нее офис. Планировалось, что до конца 2021 сервис может выйти на рынок. Но команда из 10 человек, которых удалось собрать, в том числе переманив из Uber и Bolt, работала над развитием в других локациях.
Китайское правительство наносит удар
Все планы Didi в мгновение ока изменила риторика китайского правительства.
Хронология следующая:
- 30 июня 2021 года — Didi выходит на IPO в Нью-Йорке и привлекает $4,4 млрд. Это самое большое IPO для китайских компаний со времен Alibaba в 2014 году. Настроение — максимально приподнятое.
- 4 июля 2021 — китайское правительство требует в Didi остановить регистрацию новых пользователей на родном рынке — в Поднебесной. Также требует удалить приложения с местных онлайн-платформ. Правительство не удовлетворено тем, что сервис вышел на IPO в США, а не на местных биржах. Официальная версия: Didi собирает немало информации о жителях Китая и эта информация может быть утрачена/похищена.
- В конце июля появилась информация, что Didi может стать частично государственной: чиновникам передали бы так называемую «золотую акцию» с правом вето любого решения.
- 3 декабря 2021 года руководство Didi сообщило о делистинге с биржи в Нью-Йорке, компания возвращалась в Китай.
Сворачивание развития
Возможно, если бы не действия китайского правительства и сильный удар по финансам Didi, компания и вышла на новый для себя рынок. Но сейчас речь об этом не идет. Более того, сокращения прошли и на других рынках, в частности — в РФ.
Украинский офис закрыли, сотрудников — уволили. План по выходу в Украину заморожен и сейчас не обсуждается.
Почему это интересно: сервисы, прямо сейчас работающие на рынке Украины, может выдохнуть с облегчением. Если бы Didi зашел на рынок, сервис мог бы залить весь рынок деньгами, чтобы получить долю. Как следствие, другим игрокам пришлось бы идти на дополнительные расходы, чтобы удержать клиентов. Кроме того, шла бы борьба и за водителей, которых и так не хватает в больших городах. Клиенты и водители, конечно, выиграли бы.
Про сервис Didi такси
DiDi – китайская платформа, основанная в 2012 году. Работает через приложение как сервис поиска такси, проката велосипедов и автомобилей, автобусных перевозок, а также доставки еды. Привлекала инвестиции от телекоммуникационных компаний Tencent и SoftBank, и маркетплейса Alibaba. Также развивает стартап по созданию беспилотного автомобиля. В 2016 году на автомобилях компании совершалось 10 млн поездок. В приложении DiDi зарегистрировано 493 млн пользователей и несколько миллионов водителей. Доход за 2020 год – $21,6 млрд, прибыль – $1 млрд. Стоимость компании в 2021 году – $68 млрд. Работает в 16 странах мира.