В какой стране Uber платит налог с заработка в Украине, сколько зарабатывают водители, зачем нужна реформа такси, и почему UberShuttle работает без разрешений. Сервис вызова такси Uber работает в Украине с 2016 года и сейчас доступен в семи городах. По приблизительным расчетам, 51% рынка такси по количеству поездок приходится именно на Uber.

По оценкам BRDO, годовой оборот рынка составляет около 40 млрд грн, а 98% его участников работают в тени и не платят налогов.

Uber в Украине активно выступает за вывод рынка из тени. При этом в компании не разглашают количество автомобилей, зарегистрированных в сервисе, свои оценки объема рынка, количество поездок и любую другую информацию, с помощью которой можно оценить рынок.

По приблизительным оценкам, чистый комиссионный доход Uber в Украине может составить 100 млн грн в месяц и более.

В фоукме такси"Uber Украина": о ценах, заработке водителей, "нелегалах" Uber Shuttle и доходах

Компания расширяет деятельность и вводит новые услуги. В мае Uber запустил в Киеве свою "маршрутку" - UberShuttle. Недавно журналисты общественного движения "Честно" провели эксперимент, который обнаружил немало нарушений в работе нового сервиса.

"Рейд" активистов показал, что некоторые водители не имеют права нужной категории и нарушают правила, а микроавтобусы нового сервиса курсируют без необходимой для пассажирских перевозок разрешительной документации.

На обращение журналистов общественного движения в Uber не реагировали. Зато в компании изъявили желание прояснить ситуацию после выхода статьи "Нелегалы ​​Uber Shuttle", в которой описывались основные нарушения.

Читайте также"Нелегалы" Uber Shuttle в Киеве

В Uber отмечают, что речь идет о "пилотном проекте", который, как оказалось, может существовать бессрочно. В компании говорят, что шаттлы курсируют по "динамическими маршрутами", которые не принадлежат ни к одной действующей категории пассажирских перевозок но не урегулированы законодательно.

Об этом и не только рассказал руководитель по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы 29-летний харьковчанин Георгий Соколянский.

Он окончил юридический факультет КНУ Шевченко и школу экономики Лундского университета (Швеция). Он два года работал консультантом в Ernst & Young в Дубае. В 2017 году его "захантили" в финансовый отдел Uber в Амстердаме.

"Uber Украина": о ценах, заработке водителей, "нелегалах" Uber Shuttle и доходах, которые идут в Голландию

Итак, в какую страну идут деньги из Украины, Uber зарабатывает на комиссии от перевозок? В какой стране Uber платит с них налоги?

По какой схеме сервис сотрудничает с водителями и как выплачивает им заработок? Почему американская компания в отличие от эстонских конкурентов не страхует поездки пассажиров в Украине, и как работает UberShuttle?

Важно знать. Uber Technologies Inc - американская международная публичная компания из Сан-Франциско, основана в 2009 году.

Она создала одноименный мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или работы частных водителей и доставки еды.

В большинстве случаев водители используют собственные автомобили, а также машины таксопарков или партнеров. В большинстве стран 80% оплаты получают водители, 20% - Uber.

Рыночная капитализация Uber составляет 52 млрд долл. В 2018 году оборот компании составил 11,2 млрд долл, операционная прибыль - 2,8млрд долл, чистый убыток - 1,8 млрд долл.

В Украине сервис работает с июня 2016 года. Он доступен в семи городах: Киеве, Львове, Одессе, Харькове, Днепре, Запорожье и Виннице. Жители Украины загрузили приложение Uber 3 млн раз.

Зачем Uber реформа рынка такси

- Эксперты считают, что рынок такси в Украине на 98% находится в тени, а ежегодный оборот рынка только в Киеве составляет около 192 млн долл. Вы можете назвать оборот рынка Киева?

- Мне трудно ответить, не разглашая наших операционных финансовых показателей, поэтому я не могу подтвердить какие-то цифры. Но вы правы: рынок, к сожалению, находится в тени. Есть попытки вывести из тени, причем они достаточно эффективны.

Последняя попытка, на которую мы надеемся, - инициатива Министерства инфраструктуры и Офиса эффективного регулирования (BRDO), которые предлагают так называемую реформу такси. Реформа не идеальна, она ограничит рост рынка, но хорошо сбалансирует интересы страны и водителя.

Читайте также: Uber поддерживает новый законопроект о такси в Украине

Офис эффективного регулирования инициировал подписание участниками рынка такси меморандума об объединении усилий для внедрения новой концепции законодательного регулирования рынка такси. Это замечательно, потому что ни одна служба такси не может себе позволить пойти в крестовый поход, пытаясь "отбелить" рынок. Вместе мы это можем сделать.

"Uber Украина": о ценах, заработке водителей, "нелегалах" Uber Shuttle и доходах, которые идут в Голландию

- Что вам даст "отбеливание" рынка, учитывая, что Uber и так занимает примерно 50% рынка?

- Мы много инвестируем в Украине, и мы это делаем с очень длинным горизонтом. Для нас важно снизить риски нашего бизнеса и регуляторная определенность - это лучше.

Я буду счастлив иметь бизнес с хорошим регулированием. Это позволит мне внутри нашей компании быстрее убеждать людей в том, что Украина - это страна, куда нужно инвестировать капитал и где нужно внедрять технологии.

Читайте также: Uber Technologies получила рекордный убыток из-за жесткой конкуренции

- Во что вы инвестируете в Украине?

- Две крупнейшие недавние инвестиции - это запуски проектов Uber Shuttle и Uber Green. Uber Shuttle - это микроавтобусы, Uber Green - это электромобили.

- Сколько денег Uber инвестировал в эти проекты?

- Не могу раскрывать цифры. Могу сказать, что на платформе Uber Green сейчас около 300 автомобилей. Мы - платформа, поэтому это не наши автомобили, не наш парк, но мы инвестируем путем субсидирования поездок в те продукты, которые считаем важными. Через полгода после запуска электромобили Uber Green проехали 8 млн км. Это немало.

- Вернемся к Uber-такси. Сколько у вас машин в Украине и в Киеве?

- Все вопросы об операционных или финансовых показателей мы можем отложить, потому что, к сожалению, я не смогу ответить ни на один из них. Я могу сказать, что Украина для нас - один из важнейших рынков региона, один из тех, которые быстро растут.

В форуме такси: Убер (Uber) Украина - отзывы водителей такси

Причина в том, что с приходом Uber личная мобильность впервые стала доступной многим людям за небольшую цену. Мы хотим продолжать работать в этом направлении и относительно базовых продуктов, и по другим, как Shuttle.

- Из личного опыта могу сказать, что в Uber предлагает одни из самых высоких цен на услуги такси. Если я заказываю такси через телефонную службу, это гораздо дешевле.

- Возможно, это касается некоторых поездок и некоторых служб. Мы ориентируемся на то, чтобы произошло как можно больше поездок. Мы стараемся балансировать интересы водителей, которым нужно зарабатывать деньги, с интересами пассажира.

В какой стране Uber платит налоги с полученной в Украине прибыли

- Расскажите о цепочке, который проходят деньги от пассажира к компании Uber. Я сел, проехал, заплатил. В какую страну пошли деньги, на юридическое лицо?

- Ситуация стандартная и простая. Uber - это технологическая платформа, а не оператор автомобиль, не перевозчик. Что это значит? Что Uber зарабатывает комиссию от заработка водителя.

Итак, пассажир платит водителю за перевозку. Если вы выбираете безналичный способ расчета, мы делаем эквайринг, то есть снимаем деньги с карточки пассажира и отдаем их водителю за вычетом нашей комиссии. Если вы выбираете наличный платеж, тогда деньги идут непосредственно наличными водителю, а мы забираем комиссию.

"Uber Украина": о ценах, заработке водителей, "нелегалах" Uber Shuttle и доходах, которые идут в Голландию

- Куда при этом идут 25% комиссии?

- По нашему нидерландский компанию. Почему Нидерланды? Это наша европейская штаб-квартира, в которой работаю я, там же происходит софтверная разработка. Компания владеет приложением и правами на интеллектуальную собственность. Соответственно, это лицо, которое также осуществляет биллинг поездок.

Это наша стандартная схема, в том числе для стран ЕС. Если не ошибаюсь, исключение - Австрия. Через регуляторные причины там совершенно другая система (приема платежей. - ЭП).

У нас также есть дочерняя компания "Uber Украина", в стенах которой мы находимся. Это местная украинская юридическое лицо, которое платит здесь налоги.

Читайте такжеЭксперимент Фактов ICTV: действительно ли за руль такси в Украине может попасть любой

- Правильно ли я понимаю, что налоги с 25% комиссии Uber платит в Нидерландах?

- Налоги по Uber, который по нашей консолидированной отчетности, к сожалению, не является прибыльной компанией, - это интересный вопрос. Но те налоги, которые связаны с деятельностью украинского юридического лица, включая налог на прибыль, уплачиваемые в Украине.

- Насколько я понимаю, украинское юридическое лицо больше отвечает за маркетинг, рекламу и за какую операционную деятельность.

- Есть определенные налоговые правила, которые, по сути, распределяют прибыль или убыток за юрисдикциями, по рынкам. Естественно, мы их выполняем ...

- На базе открытых данных Monobank я считал, что оборот Uber только в отношении клиентов Monobank составляет 30 млн грн в месяц. То есть речь идет об обороте Uber в Украине объемом сотни миллионов гривен в месяц. 25% из них идет в Uber. Компания зарабатывает в Украине 25% из этой суммы, но платит налоги не в Украине. Насколько это правильно?

- Здесь есть несколько аспектов.

Первое. Наша эффективная комиссия не 25%. 25% - это номинальная комиссия. Мы также платим бонусы водителям. Я не могу разглашать, прибыльные или убыточные мы в Украине, но мы не говорим о 25% денег, которые выходят из Украины.

Второе. По нашей консолидированной отчетности, Uber целом - убыточная компания. Причем наша украинская юридическое лицо прибыльное. Мы платим налог на прибыль в Украине. Именно столько, сколько предусмотрено Налоговым кодексом.

- Однако, как мы уже определили, вы платите налог с деятельности юрлица, не связана непосредственно с заработком на поездках. Я правильно понимаю?

- Я не хочу слишком глубоко уходить в налоговые правила, но относительно той деятельности, которая происходит в Украине, налоги платятся в Украине.

- То есть деньги, которые Uber зарабатывает на поездках украинских таксистов в Украине, вы выводите в Нидерланды и потом платите налоги в Украине?

- Мы же не из выручки платим налоги, а из чистой прибыли. Чистой прибыли на консолидированном уровне у нас нет. При этом есть прибыль, который есть в украинском юридического лица, мы платим лицу из Нидерландов за те функции, которые украинское юридическое лицо выполняет.

Как вы правильно сказали, это операционные, маркетинговые и другие услуги. Поэтому создается ситуация, при которой мы платим налог на прибыль в Украине, но при этом в целом Uber не является прибыльной компанией.

- прибыль в Украине, но из него, значит, Украина не получает налогов?

- получает. Uber в Украине платит все налоги.

- юридическое лицо, которое занимается операционной деятельностью, маркетингом, рекламой, а основной бизнес - это перевозки.

- Если мы говорим о налоге на прибыль, то он уплачивается из чистой прибыли. Доход, по сути выручка, минус расходы. Таким образом, чистая прибыль, а не выручка распределяется между различными рынками.

- А поскольку прибыли нет то налоги не платите?

- Хотя по консолидированной отчетности прибыли нету, украинское юридическое лицо является прибыльной и уплачивает налог на прибыль в Украине.

- А вообще как платформа такси в которой юрисдикции вы платите налоги?

- Если ваш вопрос заключается в том, где находится выручка, не прибыль, от нашей комиссии, то она находится в Нидерландах. Однако налоги платятся не из выручки, а из чистой прибыли, и этот показатель распределяется на всех рынках, на которых мы работаем, в том числе в Украине.

В Украине положительная доходность. Финансовую отчетность компании "Uber Украины" можно получить из единого реестра.

Схема сотрудничества с водителями и схема выплат

- Как вы выплачиваете водителю деньги? Вы заключаете трудовой договор с водителем, водитель должен быть ФЛП или вы платите просто как частному лицу?

- Мы не работодателем водителей. На самом деле, вся философия Uber заключается в том, что для водителя это возможность заработать деньги со свободным графиком, не имея трудового распорядка. Мы не говорим водителям, когда им выходить на линию. Вы можете выйти один раз в полчаса и просто зарабатывать, когда вышли.

Мы просим предоставить подтверждение, что является налоговая регистрация: юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель. Тогда ты можешь сотрудничать с Uber напрямую. Некоторые водители выбирают возможность сотрудничать с Uber не напрямую, а через партнеров, например, через автопарки.

"Uber Украина": о ценах, заработке водителей, "нелегалах" Uber Shuttle и доходах, которые идут в Голландию

- В чем преимущества работы через посредников, учитывая, что они берут комиссию 10%?

- На рынке существуют различные комиссии. Подозреваю, что водители не хотят заниматься бухгалтерией. Водителям трудно открыть ЧП. Возможно, объективно это не так трудно, но для водителя это трудно. Ты хочешь ездить, ты не хочешь ходить в налоговую.

Необходимость искать время на оформление СПД, ведение отчетности - одна из причин, почему реформа такси актуально. Именно потому, что реформа идет принципу "купи патент онлайн, заплати деньги онлайн и получи разрешение заниматься перевозками".

Таким образом, государство получило деньги, но водителю не нужно ходить в налоговую. Это одна из лучших черт этой реформы.

- выплаты на карточку или наличными?

- Об оплате поездок наличными - деньги остаются у водителя. По безналичных поездок - мы выплачиваем деньги на любой украинский счет.

- Сколько зарабатывает водитель Uber в Киеве, если работает по 8:00 в день, кроме выходных?

В каталоге такси: Uber (Убер) такси 9988 / Киев

- Водитель может зарабатывать на платформе Uber значительно больше, чем средняя зарплата в Украине, и более, чем на других платформах, потому что у нас больше заказов. Чтобы дать вам ориентир, чистый заработок может быть 25-30 тыс грн. Это после комиссии Uber, уплаты всех налогов и расходов. То, что я считаю реалистичным.

- Есть ли застрахован пассажир и на какую сумму? Были уже прецеденты, когда страховая осуществляла выплаты в пользу пострадавших пассажиров Uber?

- Мы требуем у водителя подтверждения наличия полиса страхования ответственности, но это именно ответственность перед третьими лицами. Uber в Украине не предлагает страхование поездок. Мы пока не нашли механизма, который был бы эффективным.

Кстати, одно из условий будущей реформы такси - требование для водителя иметь полис страхования не только ответственности перед третьими лицами, но также страхование поездки. Я считаю, что это правильно. Мы стараемся больше фокусироваться на избежании аварий и не пытаемся через механизмы страхования переводить финансовый риск для третьих сторон.

Как будет работать кассовый аппарат в такси

- Президент недавно подписал закон об обязательном использовании кассовых аппаратов предпринимателями. Как это скажется на стоимости поездок на Uber?

- Это зависит от того, как закон будет имплементирован. Мы общаемся с Государственной налоговой службой, чтобы попытаться правильно имплементировать это решение. У нас есть два принципа: мы за налоговую прозрачность и против бюрократии.

Физически кассовый аппарат в каждой машине я считаю бюрократией. Нам нужно найти способ делиться данными так, чтобы обеспечить налоговую прозрачность.

Читайте также: Лицензия обязательна для работы в такси: комментарии главы ассоциации

Еще лучше - чтобы прошла реформа такси, который скажет: водителю, ты можешь в интернете купить право работать в такси на месяц, квартал или год, и тогда тебе не нужно отчитываться о твоей выручку или прибыль, потому что это трудно подтверждать.

- Как вы оцениваете идею установить приложение на смартфон и использовать его как кассовый аппарат?

- Это однозначно лучше, чем физический кассовый аппарат. Такое решение может работать в такси и работает в других странах. Если это решение будет качественно имплементировано, тогда это будет хорошим решением.

О пилотном проекте Uber Shuttle

- Что такое "пилот"?

- У нас есть гипотеза, которую мы хотим проверить. Для большинства людей в Украине такси слишком дорого. Мы решили пойти по пути "комфортная и безопасная машина на несколько человек". Так поездка становится дешевле для пассажира.

Мы хотим убедиться, что этот продукт нужен людям в Киеве. Мы уже имеем положительные отзывы от пассажиров, желающих иметь новый, комфортный, безопасный и доступный по цене сервис.

Законодательное регулирование автобусных перевозок сложное. Мы впервые в Украине запустили продукт с динамическими маршрутами. Статический маршрут, которым ездит общественный транспорт - от остановки к остановке. "Шаттлы" работают от клиента к клиенту в пределах определенного заранее меню, где можно останавливаться по правилам дорожного движения.

Мы сотрудничаем с органами местного самоуправления, чтобы найти правильную модель или в рамках действующего регулирования, или совместно прийти к его изменениям.

Если этот продукт нужен людям и хорошо для города, то есть устраняет заторы и покрывает места, плохо покрыты общественным транспортом, мы должны сделать так, чтобы регулирование работало для продукта, а не убивать его из-за отсутствия регулирования.

Когда писалось законодательство в советское время, никто не мог подумать о приложениях, смартфоны или динамические маршруты (закон был принят в 2001 году. - ЭП).

- На какой срок зафиксировано "пилот"?

- У нас нет конечной даты. Если мы увидим, что это нужный продукт, то мы его продолжим.

"Uber Украина": о ценах, заработке водителей, "нелегалах" Uber Shuttle и доходах, которые идут в Голландию

- Вы за полгода не определили, нужен ли он людям?

- Первые сигналы очень положительные. Спрос превышает предложение, особенно в пиковые часы. Наш вопрос - найти достаточное количество автобусов, которые соответствуют нашим стандартам качества.

Что отличает "пилот" от постоянного продукта? То, что мы должны вместе с правительством и КГГА прийти к пониманию, что мы находим правильное регулирование, которое устроит все стороны.

- С кем вы это согласовывали и или подкрепляли документально?

- Я не хочу употреблять понятие "согласовывали". Бизнесу не нужно согласовывать проект с государством, если он соответствует закону.

Мы беседовали и с Киевом (КГГА. - ЭП), и с Министерством инфраструктуры, и с другими стейкхолдерами и нашли понимание. Также начали разговоры о том, каким должно быть правильное регулирование таких продуктов.

- Есть документ или это были устные договоренности?

- Я бы не назвал это даже договоренностям и точно не назвал бы это согласованию. Мы беседовали о сервисе и следующие шаги. Единственная форма согласования автобусного сервиса - лицензирование. Каждый автобус, который участвует в проекте, лицензированный. Это можно проверить в публичной базе данных.

Мы не оператором или автопарком этих автобусов, поэтому любой орган даст вам ответ, что Uber Shuttle не имеет лицензии. Мы информационной технологической платформой. По закону, лицензию получает оператор.

- Осуществляет Uber Shuttle регулярные перевозки?

- Мы считаем, что эта модель - противоположность нашей модели.

Что такое режим регулярных перевозок? Орган местного самоуправления сам определяет, что нужен определенный маршрут, объявляет конкурс, выбирает перевозчика. Перевозчик приобретает права и обязанности ездить по статическим маршруту от остановки к остановке, не имея возможности пропустить одну остановку общественного транспорта.

"Шаттл" - это противоположность, динамичный маршрут. Потребность в маршруте определяет рынок. Продукт работает по предварительному заказу и в этом весь сервис. Именно поэтому мы считаем, что он не регулируется как "регулярные перевозки" в понимании закона "Об автомобильном транспорте".

- По вашему мнению, "шаттлы" легальные?

- Конечно, они легальные, но есть определенная регуляторная неопределенность, которая нам очень не нравится. Думаю, и городу Киеву, и министерству тоже. Поэтому мы не можем инвестировать в продукт.

Если занять позицию, что продукт ближе к регулярных специальных перевозок, то он идет вне конкурсов КГГА. Но есть паспорт маршрута - это бюрократическая бумажная процедура. Одобрение маршрута на бумаге длится 60 дней.

Самым сложным для нас и наших партнеров является то, что утвердить динамический маршрут невозможно по законодательству.

- Какие наработки законодательства?

- Мы подали в министерство свои предложения. Только это регулирование будет создано, мы будем действовать в соответствии с ним.

- Вы не считаете, что это тот случай, когда вседозволенность порождает вседозволенность?

- В Украине есть конституционный принцип: все, что не запрещено, разрешено. Как только будет урегулирован вопрос перевозок для ограниченного круга пользователей по предварительному заказу автобуса с динамическим маршруту, мы будем придерживаться этих норм.

- Uber имеет договорные отношения с автопарками?

- Это юрлица или ФЛП, которые имеют лицензии на перевозки. У нас ограниченный круг автопарков, в качестве их услуг мы уверены.

- Сколько маршрутов у вас предусмотрено?

- Муниципальный транспорт должен быть основой киевского транспорта. Мы через наши данные по спросу видим, где есть "дыры". Мы делали опрос пользователей, имеем аналитику, ДЕ есть спрос и когда.

- Думали ли вы о том, что в "шаттлы" смогут пересаживаться водители собственных машин, которые едут в столицу из пригородов, разгружая таким образом дороги?

- Именно так, это главная идея.

- Есть автостоянки, на которых водители оставляли бы свои авто?

- У меня нет ответа. Парковка является проблемой города и нашей в частности. Было бы интересно с департаментом транспортной инфраструктуры КГГА попробовать найти общее решение. Мы не хотим обустраивать паркоместа, это не является нашей функцией. Мы рады помочь КГГА собственными данными.

- Есть присоединяются представители Uber к выбору водителей "шаттлов"?

- У нас существуют договорные отношения с автопарками. Мы технологической платформой. Мы не вмешиваемся в том, как автопарки ведут свой бизнес. Есть определенные документы, которые мы проверяем, в частности регистрацию ООО или ЧП, из соображений налоговой прозрачности.

Ни сейчас, ни в будущем мы не будем просить у сотрудников трудовые книжки. Наша договоренность с автопарками такова: они обеспечивают определенное количество автобусов в определенное время в определенных местах. Автопарк решает, как организовать работу водителей.

По соображениям безопасности мы проверяем наличие водительских прав категории D для автобусов с более 15 местами. Мы можем гарантировать, что водители имеют категорию.

- А как насчет категории D1? Во время нашего эксперимента полиция составила на водителя протокол. Он не имел права садиться за руль микроавтобуса на 12 мест. Поэтому ждали человека с соответствующей категорией прав, которая смогла бы отогнать автобус.

- Это вопрос к полиции. Согласно Венской конвенции о дорожном движении, категория D1 является подкатегории D, так как D тяжелее и для больших автобусов.

- Учит компания водителей работать с клиентами?

- Проводим инструктаж по пользованию приложением. Чем Uber отличается от остальных перевозчиков? Если у вас был невежливый водитель или если он нарушил ПДД, вы можете задать ему одну звездочку. Рейтинг падает, и водитель больше не может сотрудничать с проектом.

- Нам известно, что по договоренности с КГГА "шаттлы" не могут осуществлять посадку пассажиров на остановках общественного транспорта.

- "Шаттлы" - это не регулярные перевозки, поэтому мы не имеем права не используем эти остановки. У нас определены возможные места остановок, которые должны отвечать ПДД.

- А что с графиком работы водителей?

- График водителей - это вопрос автопарка. По соображениям безопасности мы делаем программное ограничение - 12:00. Это не определено трудовым законодательством, так как мы не имеем трудовых отношений. Это определено безопасностью пассажиров.

Есть две вещи: часы, когда имеющийся сервис на определенном маршруте, и часы работы одного водителя. Мы не считаем, что Uber должен утверждать правила внутреннего трудового распорядка для людей, которые не являются нашими работниками.

Что мы не будем делать? Мы не будем диктовать нашим партнерам-автопаркам, как им организовывать свою работу, потому что мы платформа и это не наше дело. Что касается штрафов водителей: пока существует неопределенность относительно того, это регулярные перевозки или это режим, регулирование которого еще не создано, думаю, будут штрафы.

Источник