Будущее, которое создает Uber: почему во всем мире протестуют против агрегатора

Немногие знают, где и при каких обстоятельствах возник Uber. Немногим известна история мировой экспансии Uber и отношение к компании в разных странах. И уж совсем мало кто понимает, какое влияние оказывает Uber на экономику и благосостояние населения. Если бы эта информация была доступна всем, кто пользуется такси, она бы коренным образом повлияла на их ежедневный выбор.

В августе 2008 года Гаррет Кэмп зарегистрировал домен ubercab.com. У создателя Uber была идея создать службу для аренды лимузинов, Кадиллаков и Мерседесов S-класса. Идеи сделать сервис такси более доступным тогда не было и в помине. Она появилась гораздо позже. В марте 2009 Кэмп и его партнер Трэвис Каланик основали компанию под названием UberCab. Каланик убедил Кэмпа, что необязательно иметь свой автопарк такси с водителями, а зарабатывать он предложил на проценте от стоимости поездок. Таксисты при этом могли работать в свободном режиме, независимо от компании.

В 2010-м году у Uber было всего несколько водителей и клиентов. Кэмп заметил, что большую часть времени водители стоят без дела и подумал, что было бы лучше, если бы они совершали больше небольших поездок за меньшие деньги - это позволило бы пассажирам вызывать авто более высокого класса по цене обычного такси. Так постепенно сформировалась концепция райдешингра (“ride” - поездка, “sharing” - делиться) когда несколько людей могут разделить плату за такси, если их маршруты совпадают.

В форуме таксиБудущее, которое создает Uber: почему во всем мире протестуют против агрегатора

Вместе с этим пришла и идея создания мобильного приложения. Все больше людей в США начинали пользоваться iPhone и вызов авто с помощью нажатия пары кнопок казался чем-то новаторским и крайне удобным. Эта идея, действительно, была призвана помочь пассажирам платить меньше, а таксистам зарабатывать больше. Но, благородные устремления не всегда имеют положительный результат - как для пользователей, так и для самой компании.

Подход предложенный Uber начал быстро набирать популярность среди пассажиров и таксистов. Компания также начала получать инвестиции для дальнейшего развития. Но, вместе с развитием появились и трудности с полицией, которая обвинила UberCab в работе без лицензии. Убедив власти в том, что UberCab лишь предоставляет сервисные услуги для водителей, а не услуги такси, основатели компании смогли избежать суда. Но, им пришлось убрать слово Cab (“такси”) из своего названия, чтобы больше не привлекать внимание полиции.

Привлеченные инвестиции от венчурных фондов позволили Uber в 2011-м году расширить своё присутствие в другие города США и в Европу. Многие крупнейшие мировые инвесторы начали вкладывать деньги в быстрорастущий стартап. Годом позже пользователям была предложена возможность заказывать UberX, который был на треть дешевле тех премиальных машин, которые можно было заказать раньше (последние стали называться UberBLACK). Это нововведение стало началом борьбы убер против классических служб такси по всему миру.

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В 2013 году Uber вышла на рынок Китая, чтобы побороться с местным сервисом под названием DiDi. Через три года с убытками свыше $2 млрд Uber приходиться покинуть Китай и отдать свой бизнес DiDi. При этом, обе компании обменялись акциями - китайцы в каком-то роде “откупились” от Uber. Также, как Uber ушел из Китая, он ушел со временем из Вьетнама, Индонезии, Сингапура, Таиланда и Мьянмы.

В России история была немного другая - Uber объединился в 2018-м году со своим главным конкурентом “Яндес.Такси”, но не прекратил работать под собственным названием. Яндексу досталось больше половины акций совместного предприятия.

Во многих городах, где появлялся Uber, местные власти начинали бороться с сервисом, поддерживая официальных работников такси, чтобы избежать потери последними рабочих мест и недобросовестной конкуренции. Стоимость поездок в этих городах снижалась и таксистам приходилось работать все больше, чтобы оставаться на плаву, конкурируя с Uber.

В форуме таксиУбер (Uber) Украина - отзывы водителей такси

Закон ограничил работу Uber во Франции, Великобритании, Китае, Индии и других странах. В таких странах, как Венгрия и Дания Uber не смог продолжать свою работу и вынужден был покинуть их. В некоторых городах Бразилии и Канады, а также во всей Болгарии Uber запретили работать по решению местных судов.

В 2017 году власти Лондона заставили Uber работать с лицензией, поскольку отказали продлять разрешение компании на работу в том формате, в котором она старается работать в других городах. В этом же году суд ЕС постановил, что Uber является транспортной компанией и осложнил применение компанией любимой формулы “мы сервис, а не служба такси”.

В Голландии, Италии и Германии несколько лет подряд в 2014 и 2015 году Uber запрещали работать из-за отсутствия лицензии у водителей. В Германии могли даже дать срок таксисту, который работал в Uber без лицензии.

Будущее, которое создает Uber: почему во всем мире протестуют против агрегатора

UBER В УКРАИНЕ

После соглашения и объединения с Яндекс.Такси Uber ушел с рынков СНГ, но продолжил работу в Украине, на рынок которой он вышел в 2016-м году. Узнав о появлении Uber, профсоюз таксистов и таксомоторная ассоциация решили бороться с искусственным занижением цен и другими негативными явлениями, которые сервис приносит с собой в каждый город где появляется. Хотя Uber и заявлял, что будет работать только с официальными перевозчиками, на деле это не всегда оказывалось так. Протесты против Uber также были во Львове и других городах Украины.

Почему же таксисты и правительства по всему миру протестуют против присутствия Uber, если цель компании сделать сервис более доступным для потребителей и дать возможность таксистам зарабатывать больше?

Прежде всего, цель любого бизнеса зарабатывать и увеличивать свою рыночную стоимость. Стоимость Uber растет постоянно, но также постоянно растут и убытки компании. Uber много лет работает в минус:

2016: - 2 800 000 000$
2017: - 4 500 000 000$
2018: - 3 800 000 000$

Это означает, что Uber - инвестиционный проект, основная цель которого не прибыль, забота о пассажирах и улучшение сервиса, а раздувание своей стоимости. Приоритеты компании не связаны с ростом благосостоя тех стран, где работает Uber, они связаны с максимальной монополизацией рынка и увеличению своей рыночной оценки за счет этого.

Читайте также"Uber Украина": о ценах, заработке водителей, "нелегалах" Uber Shuttle и доходах

Например, чтобы выиграть конкурентную борьбу с украинскими службами такси Uber пришлось доплачивать водителям разницу в тарифах, чтобы таксисты они уходили в конкурирующие службы. Подобная стратегия негативно влияет на прибыль бизнеса, но зато отлично работает для захвата рынка.

Еще одной причиной для беспокойства местных властей и таксистов является безопасность перевозки пассажиров, за которую Uber не несет ответственности, поскольку перевозчики не являются его сотрудниками. В случае возникновения каких-либо серьезных проблем, потребитель не защищен и вряд ли сможет добиться компенсаций со стороны компани.

Более того, в Сети опубликован ряд американских исследований, которые говорят о влиянии Uber на увеличение смертности на дорогах в тех городах, где работает компания (пример 1, пример 2).

В абсолютном большинстве стран, где пассажирам доступно мобильное приложение Uber, таксисты принимают участие в протестах против уровня оплаты своей работы и ценовой политики компании.

Когда Uber разместил свои акции на фондовой бирже (сделал IPO) его стоимости составляла 80 млрд, но с того момента стоимость компании уже упала на 34%. К этому привели не только описанные выше проблемы с правительствами и протесты водителей, но также и ряд скандалов внутри самой компании. Например, из-за скандала связанного с сексуальными домогательствами, Uber пришлось уволить более 20 сотрудников. Компанию очень широко критиковали по всему миру за её отношение к женщинам.

В форуме таксиПодборка ДТП с участием UBER

В 2017 New York Times сообщила в одной из своих публикаций о масштабах домогательств в Uber и открытой вражде между сотрудниками компании. Эта статья была написана на основе расследования, в рамках которого было проведено более 30 интервью с теми, кто работал или продолжает работать в Uber.

Но, не только сотрудники компании попали под негативное влияние собственной культуры. В исследовании американского института Data & Society Research Institute были приведены приемы психологической манипуляции водителями, которые применяет Uber для удержания таксистов.

СИЛА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Когда правительствам и сотрудникам такси разных стран становятся известны история и приведенные выше факты деятельности Uber, они стараются всеми силами ограничить негативное влияние этой компании на экономику и потребителя.

В то же время, потребитель, также обладая возможностью влиять на ситуацию с услугами такси в своих городах, использует свою силу очень редко. Возможно, это из-за того, что потеря рабочих мест украинцами и банкротство украинских компаний кажется клиентам такси чем-то абстрактным и не касающихся их непосредственно. Вероятно, потребитель забывает, что одно из последствий монополизации, к которой так стремится Uber - это возможность диктовать цену на свои услуги. Это означает, что если сейчас совместными усилиями не противостоять глобализации и захвату Uber’ом рынка перевозок, то со временем каждый может столкнуться с сильно завышенной стоимостью поездок на такси. В тот момент это коснется каждого, но будет уже слишком поздно, чтобы что-то менять. Чтобы не оказаться в таком будущем, лучше сейчас начать критически мыслить и трезво оценивать ситуацию, учитывая опыт других стран и заботясь о собственном благополучии.

Источник