Российские агрегаторы такси, долгие годы вливавшие огромные деньги в субсидирование поездок, маркетинг и агрессивный захват рынка, оказались в плену у своей же стратегии: их клиенты привыкли к низким ценам.
Когда вопрос наращивания выручки и выхода на прибыль стал максимально острым, проявилась и главная проблема — экономкласс.
Недавно «Яндекс.Такси» опубликовала вакансию менеджера, задача которого — пересадить пользователей сервиса с «эконома» на классы повыше, поскольку именно последние, среди прочего, «обеспечивают устойчивость компании». Волшебной таблетки и единого решения здесь, по-видимому, нет, и поэтому «Яндекс.Такси», как и другим агрегаторам, придется набивать шишки еще не один год.
Факт остается фактом — на «экономе» агрегаторы не зарабатывают, признает собеседник в одной из компаний.
Но и отказаться от этого тарифа точно нельзя: любой, кто сделает это первым, рискует потерять клиентов в пользу более осторожного игрока, а одновременный отказ от дешевых тарифов всех участников рынка будет слишком сильно напоминать картельный сговор.
Можно, конечно, попробовать совсем грязный прием и постепенно сделать сервис в «экономе» нарочито невыносимым, но и здесь велика опасность упустить клиента — слишком высока мобильность пользователей такси, ведь приложение конкурента открывается буквально в два движения.
Необходимость для агрегаторов такси наращивать выручку с каждого клиента диктуется в том числе и желанием скорейшего выхода на IPO. Козырем российских сервисов, которого не было у глобальных Uber и Lyft, как раз-таки должна стать прибыльность. В 2019 году «Яндекс.Такси» и Gett удалось переступить этот рубеж, хотя пока речь идет, скорее, о символических суммах. Кроме того, сама по себе большая доля пользователей более дорогих классов автомобилей в сервисе тоже способна украсить любой проспект перед размещением.
При этом как бы ни уверяли некоторые агрегаторы такси, что их клиентам важнее всего скорость подачи или вежливые водители, именно цена поездки остается определяющим фактором для большинства пользователей, соглашаются собеседники на рынке.
Это значит, что пересаживать пассажиров с иглы «эконома» на «комфорт» придется не только обещаниями о лучшем сервисе, но и — по крайней мере на первых порах — пряниками промокодов и взаимовыгодных партнерств, когда субсидировать поездки в «комфорте» будет уже не сам агрегатор, а заинтересованный в повышении узнаваемости бизнес. И уже когда пассажир распробует лучший сервис, он, возможно, останется с ним. Хотя даже сама по себе проверка этой гипотезы займет еще немало времени и денег.